Магомеда Горчханова задержали 18 января 2010 года в селе Плиево Назрановского района Республики Ингушетия. «Горчханов причастен к ряду похищений предпринимателей в Москве с целью получения денежных средств, которые впоследствии шли на подпитку бандподполья на Кавказе», — рассказали «Газете.Ru» в группе общественных связей Управления ФСБ по Республике Ингушетия. По данным УФСБ, группировка, в которую входил Горчханов, занималась похищениями с 2007 года.
Одной из жертв похитителей стал 17-летний сын вице-президента «Роснефти» Михаил Ставский.
Студента-первокурсника похитили 13 апреля 2009 года около здания Российского государственного университета нефти и газа имени Губкина в Москве. Похитителей было четверо, один из них ударил Ставского-младшего кулаком в лицо, а остальные затолкали в машину без номеров и уехали. Сына вице-президента «Роснефти» держали в плену до 18 июня, а затем отпустили — за несколько часов до того, как оперативники пришли с обыском в квартиру на Ленинском проспекте, где похитители прятали Ставского. Выкуп за него так и не попросили.
В этой квартире к моменту появления там милиционеров оставалась только жена одного из предполагаемых похитителей — Зарема Датаева. Несмотря на уверения женщины, что она не знала ничего о похищении, «мальчика этого никогда не видела», а мужу-мусульманину Виталию Чернобровкину просто не задавала лишних вопросов, ее обвинили в пособничестве. Организатором похищения следователи считают ее супруга.
«Чернобровкин, а также его сообщник Андрей Карпов скрывались в разных районах Ингушетии и были уничтожены в ходе спецопераций по ликвидации бандформирований», — рассказали в понедельник в УФСБ по Ингушетии. Уроженец Читы Чернобровкин был убит в августе 2009 года, Карпов чуть позже. Они оба, а также задержанный 18 января Горчханов причастны не только к похищению Ставского, но и к другим подобным преступлениям, считают следователи. Правда, фамилии остальных жертв преступников в УФСБ не назвали.
О Чернобровкине известно, что он принял ислам и перешел на сторону чеченских сепаратистов в середине 1990-х годов, а к началу 2000-х прошел подготовку в лагерях Хаттаба. В 2002 году он попал в колонию за нарушение ст. 30, ст. 205 (подготовка террористического акта) и ст. 222 (незаконное хранение оружия и боеприпасов) УК РФ и освободился только в 2008 году. Уехав на Северный Кавказ, Чернобровкин познакомился с Заремой Датаевой и вступил с ней в религиозный брак (без официальной регистрации в ЗАГСе), а затем они вместе переехали в Москву. На допросах Датаева рассказывала, что ее муж занимался частным извозом и шиномонтажом, но следователи считают, что основным его занятием были похищения людей с целью получения выкупа. В отношении Чернобровкина и Карпова из-за их смерти уголовные дела пришлось прекратить.
В УФСБ республики «Газете.Ru» сообщили, что Горчханов при задержании сопротивления оперативникам не оказывал: с помощью представителей администрации Назрановского района его удалось убедить сдаться. «Оружие при его задержании не применялось», — отметили в группе общественных связей УФСБ.
Задержанного 18 января Горчханова уже этапировали в Москву.
«Ему предъявлено обвинение по ч. 3 ст. 126 УК РФ (похищение человека в составе ОПГ)», — рассказал «Газете.Ru» представитель УФСБ по Ингушетии. Если его вину докажут, Горчханову грозит до 20 лет лишения свободы. Не исключено, что в дальнейшем ему могут предъявить и другие обвинения — по данным следствия, будучи в Ингушетии, Горчханов с подельниками «вошли в состав бандгруппы, организовывали и осуществляли преступления террористического характера». В следственном управлении СКП по Москве пока не прокомментировали информацию о задержании предполагаемого похитителя Михаила Ставского.