Неофициально о том, что прокуратура Таиланда в ближайшее время закроет дело о транспортировке оружия в Северную Корею, изданию Bangkok Post сообщил источник, знакомый с ходом расследования. По его словам, в пятницу генеральный прокурор должен будет утвердить решение о прекращении уголовного преследования экипажа Ил-76, подозревавшегося в контрабанде вооружений.
В этом случае выйти на свободу экипаж сможет уже около 17.00 по местному времени (13.00 мск).
Четверо граждан Казахстана и уроженец Белоруссии были задержаны тайскими силовиками по наводке их американских коллег в начале декабря 2009 года и с тех пор находятся под арестом в тюрьме Бангкока. Александр Зрыбнев, Виктор Абдуллаев, Виталий Шумков, Ильяс Исаков и Михаил Петухов совершали рейс с Украины в КНДР и обратно. По данным тайских спецслужб, на борту Ил-76 находилось 35 тонн оружия, в том числе гранатометы, ракеты системы «земля ― воздух» и 12 контейнеров с боеприпасами. По данным местных СМИ, часть оружия планировалось выгрузить на Шри-Ланке и в одном из ближневосточных государств. Остальная партия северокорейского оружия должна была прибыть на Украину.
Источники Reuters в правоохранительных органах не исключали, что оружие могло предназначаться для Ирана: после транзитной посадки в Таиланде экипаж якобы собирался приземлиться в Тегеране, а конечным пунктом значилась столица Черногории Подгорица.
Несмотря на то что члены экипажа говорили о своей непричастности к контрабанде и настаивали, что о характере груза даже не подозревали, им были предъявлены обвинения в незаконной перевозке оружия, фальсификации сопроводительных документов к грузу и незаконном хранении взрывчатых веществ. По последнему пункту обвинения им грозила смертная казнь. Правда, позднее следствие отказалось от своих претензий по данной статье, а по оставшимся им грозило лишение свободы сроком до 10 лет.
Как выяснилось в ходе расследования, ранее задержанный самолет принадлежал казахстанской компании, но в октябре 2009 года его купила грузинская Air West Georgia и сдала в лизинг новозеландской компании SP Trading. Она же 4 декабря предоставила Ил-76 в лизинг гонконгской фирме. Последний раз самолет был передан юридическому лицу, зарегистрированному на Британских Виргинских островах.
По данным экспертов, официальный владелец Ил-76 ― компания Overseas Cargo FZE, зарегистрированная в ОАЭ. Ею владеет, пишет The Wall Street Journal, Светлана Зыкова.
При этом The Times пишет, что последним установленным владельцем Ил-76 был сербский торговец оружием Томислав Дамьянович. Некоторое время СМИ сообщали, что одним из владельцев самолета был сосед задержанных членов экипажа по бангкокской тюрьме бизнесмен Виктор Бут, обвиняемый в США в контрабанде оружия и арестованный тайскими спецслужбами по запросу американской стороны. Правда, в итоге данная информация не подтвердилась.