В четверг Главное следственное управление (ГСУ) Следственного комитета при прокуратуре (СКП) объявило, что в скором времени завершит расследование в отношении бывшего следователя транспортной прокуратуры Дмитрия Латыша. Он проходит в качестве обвиняемого по делу о незаконном изъятии партии телефонов, принадлежащих компании «Евросеть». В 2006 году, когда ритейлер ввозил в Россию мобильные телефоны из Пакистана, партия в количестве 167,5 тысяч штук, общей стоимостью около 600 млн рублей, была изъята по указанию Латыша, который тогда работал в должности следователя Московской региональной прокуратуры по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте. Он расследовал дело по ст. 238 (хранение товаров, не отвечающих требованиям безопасности здоровья потребителей) и ст. 188 (контрабанда) УК.
В СКП считают, что Латыш провел изъятие незаконно, а потом собирался «реализовать телефоны через Российский фонд федерального имущества».
«Довести преступный умысел до конца Латышу не удалось в связи с вмешательством правоохранительных органов», — говорится в официальном сообщении следственного ведомства. 117,5 тысяч изъятых телефонов вернулись к «Евросети», а еще 50 тысяч, по мнению следствия, были уничтожены по представлению Латыша: следователь объявил их опасными для здоровья и непригодными к использованию. На начальных стадиях расследования появлялась информация о том, что часть телефонов была не уничтожена, а продана как конфискат, но сейчас эти данные в материалах дела не фигурируют.
Когда выяснилось, что задержание партии телефонов в аэропорту Шереметьево-2 было незаконным и началось расследование, в нем активно участвовала служба безопасности «Евросети». Под следствием оказались двое участвовавших в спецоперации сотрудников МВД (телефоны изымали оперативники управления «К» МВД и сотрудники ФСБ). По данным СМИ, сотрудники правоохранительных органов неоднократно обращались лично к вице-президенту компании Борису Левину с просьбой забрать заявление, однако тот ответил отказом. Когда в сентябре 2008 года был задержан сам Левин (его, как и экс-главу «Евросети» Евгения Чичваркина, обвиняют в похищении экспедитора компании и самоуправстве), Чичваркин предположил, что арест мог быть местью за неуступчивость вице-президента в 2006 году.
Что касается следователя Латыша, он стал фигурантом уголовного дела о незаконном изъятии телефонов в 2008 году, успев к тому времени скрыться. Ему заочно предъявили обвинение по п. «в» ч. 3 ст. 286 УК (превышение должностных полномочий), дело выделили в отдельное производство и объявили бывшего следователя в федеральный розыск. Пробегав больше полутора лет, в октябре 2009 года Латыш добровольно явился в СКП. Сейчас он находится под подпиской о невыезде и в ближайшее время начнет знакомиться с материалами уголовного дела, говорят в пресс-службе следственного ведомства.
Бывший совладелец «Евросети» Чичваркин проходит по делу Латыша как свидетель.
«Ущерб причинен компании как юридическому лицу, а не лично Чичваркину или, допустим, Левину», — пояснил «Газете.Ru» адвокат Марат Файзуллин, представляющий интересы Бориса Левина. Если у подзащитного господина Файзуллина есть все шансы быть вызванным в суд (он сейчас находится под следствием и ждет суда в СИЗО), то Чичваркин вряд ли воспользуется законным правом свидетельствовать против бывшего следователя. Сейчас экс-владелец «Евросети» находится в Лондоне, куда уехал после возбуждения против него и других бывших сотрудников компании уголовного дела. На 2 августа 2010 года назначено заседание суда по вопросу об экстрадиции Чичваркина: выдать его России требует Генпрокуратура.