Спустя почти год после вспышки пневмонии в Еланской учебной дивизии, расположенной в Свердловской области, ее начальнику предъявлены официальные обвинения. Как стало известно во вторник, командир скандально известной «учебки» Виктор Бизяев, обвиняется по двум статьям УК РФ. Как рассказал «Газете.Ru» информированный источник в военно-следственном управлении, офицеру инкриминируются ст. 293 (халатность) и ст. 236 (нарушение санитарно-эпидемиологических норм и правил) УК РФ.
Бизяев уже заканчивает знакомиться с материалами уголовного дела, после чего они будут переданы в суд. По прогнозам следователей, это произойдет в середине января 2010 года. Объем уголовного дела серьезно увеличивают многочисленные экспертизы каждого из переболевших солдат.
Поразившая почти треть гарнизона эпидемия вспыхнула в декабре 2008 года. Руководство Еланской учебной дивизии попыталось скрыть информацию об инциденте, но болезнь развивалась столь стремительно, что к началу января 2009 года ситуация вышла из-под контроля: количество заболевших солдат стало превышать количество коек, после чего были задействованы гражданские больницы расположенного неподалеку Камышлова. Однако командование части до последнего не докладывало о произошедшем, несмотря на предписания оповещать Генштаб о случаях одновременного заболевания более 50 человек.
Официально сообщалось лишь о 95 заболевших, которые поступили с 20 декабря по 12 января в окружной госпиталь в Екатеринбурге. Между тем, по последним данным, пневмонией переболели около 1200 военнослужащих. Многих солдат лечили в казармах, переделанных в лазареты. В деле полковника Бизяева все они признаны потерпевшими.
Расследование массового заболевания солдат, в ходе которого от должностей отстранили медиков Приволжско-Уральского военного округа и самого Бизяева, началось после гибели 23-летнего призывника Антона Юматова.
Сотрудники военной прокуратуры приехали в Елань лишь 11 января, спустя три недели после начала эпидемии.
Выяснилось, что вчерашний выпускник юридического факультета Юматов погиб от двусторонней тотальной абсцедирующей пневмонии.
Медики установили, что молодой человек переохлаждался, поскольку, как и многие, выходил на многочисленные построения без верхней одежды. Бушлат якобы в шутку прятали сослуживцы, а сержанты выгоняли на уборку территории. Простудившемуся 13 декабря 2008 года солдату не оказывали помощь около двух недель. Только 26 декабря солдата перевели в окружной военный госпиталь в Екатеринбург, где он и скончался.
По данным следствия, распространение пневмонии стало возможным из-за антисанитарии, а теснота казарм только ускорила распространение инфекции среди новобранцев.
Санитарная норма из расчета 12 кубометров на одного человека в Еланском учебном центре не соблюдалась. Больных солдат поначалу держали в казармах вместе со здоровыми, что и стало основанием для возбуждения уголовного дела. Согласно фабуле обвинения, Бизяев не поспешил с развертыванием лазаретов, не проследил за наличием теплого обмундирования и не отменил строевые упражнения без верхней одежды на улице.
Еще одной версией произошедшей эпидемии была неправильная вакцинация солдат. Всех новобранцев, прибывших в начале декабря в часть, поставили на довольствие, разместили в казарме и практически одновременно сделали им три прививки — против гриппа, столбняка и пневмонии. Тогда солдаты и стали заболевать один за другим.
Однако, как выяснилось в ходе следствия, прививки оказались ни при чем.
Тем временем, как рассказали «Газете.Ru» в аппарате свердловского омбудсмена Татьяны Мерзляковой, после ЧП в Елани Медицинское управление Минобороны РФ запретило вакцинацию «коктейлем из варварских для организма человека инъекций». С лета 2009 года российских призывников вакцинируют, выдерживая интервал между прививками.
Между тем, как отмечают правозащитники, данные о дедовщине, о которой свидетельствовали родственники Юматова, подтверждения в ходе следствия не нашли. Сам Бизяев, известный и как бывший руководитель Челябинского танкового училища, где лишился ног рядовой Андрей Сычев, уже уволен со службы. Трехлетней давности скандал с Сычевым его почти не коснулся.