Полковника Дмитрия Максимова, обвиняемого в соучастии в убийстве предпринимателя Сергея Бирюкова, доставили в Замоскворецкий суд, где слушалось ходатайство о его аресте, около 17.30 четверга. Небритый замглавы отдела Департамента угрозыска МВД, одетый в серый костюм, выглядел неважно — за сутки он совершил непростое путешествие из своего кабинета на Житной, где в среду утром его задержали оперативники ФСБ, на допрос в здание ГУВД на Петровке, а оттуда в Замоскворецкий районный суд. За несколько часов до этого следователь Следственного управления (СУ) СКП РФ по Москве Сотникова (свое имя она журналистам не называла), также пришедшая в суд, предъявила ему официальное обвинение в пособничестве в убийстве предпринимателя Сергея Бирюкова 5 декабря 2008 года.
По данным следствия, Бирюков был убит в конспиративной квартире в доме № 35 на Первомайской улице, которую Максимов использовал для встреч со своими информаторами. Вскоре после убийства следователи задержали приехавшего в Москву из провинции таксиста Мирослава Корнуса, безработного Максима Макровского и проститутку Ольгу Заикину. По данным источников «Газеты.Ru», знакомых с ходом расследования, Макровский и Бирюков были клиентами Заикиной.
Как рассказал «Газете.Ru» дожидавшийся начала судебного заседания полковник Максимов, лично он был знаком только с Корнусом: «Того, кого вы называете таксистом, я знаю, а остальные люди, включая убитого, мне не знакомы».
Комментировать информацию о том, что Корнус был его личным информатором, высокопоставленный милиционер не стал. Возбуждение уголовного дела против него, добавил полковник, он считает ошибкой, виновным себя не признает, но уверен, что «суд разберется», так как точно знает, что его просто подставили. Правда, на вопрос, кто мог это сделать – нечистые на руку коллеги, бандиты, его же информатор или спецслужбы, Максимов ответил уклончиво: «Все гораздо сложнее, чем все думают, и гораздо проще». «Единственное, о чем я сожалею, это то, что это происшествие кинуло тень на Департамент угрозыска, которому я отдал 20 лет», – заявил полковник.
Когда до начала судебного заседания оставалось несколько минут, адвокат полковника Иманали Узалов сказал «Газете.Ru», что, скорее всего, оно пройдет в закрытом режиме. «С меня взяли подписку о неразглашении тайны следствия и вдобавок гостайны, хотя лично я не вижу ничего секретного в тех документах, которые поступили в суд», — сказал он.
Прогнозы Узалова сбылись еще в начале заседания, которое началось около 19.30. Сразу после того, как судья Андрей Федин разъяснил полковнику его права, следователь Сотникова заявила ходатайство о проведении слушаний в закрытом режиме в связи «с возможным разглашением гостайны» — Максимов является оперативником по особо важным делам, а методы его работы с информаторами разглашать запрещено. Ходатайство было немедленно удовлетворено, и журналистов выпроводили из зала. Тем не менее, как стало известно в ходе заседания, необходимость ареста Максимова Сотникова аргументировала тем, что, занимая высокий пост в МВД, полковник окажет давление на свидетелей, но главное – моментально скроется, оказавшись на свободе.
Адвокат Узалов, в свою очередь, возразил, что у его подзащитного на иждивении двое малолетних детей, а скрываться он не собирается. Максимов, по его словам, прекрасно знал, что с декабря 2008 года в рамках расследования убийства Бирюкова сотрудники спецслужб прослушивали его телефон и вели за ним наружное наблюдение, но «при этом ни разу не предпринял попытки скрыться».
Выслушав доводы обеих сторон, судья Федин удалился в совещательную комнату для вынесения решения, где провел около 40 минут. Вернувшись в зал около 21.40, он объявил, что аргументы следствия были более обоснованными, и выдал санкцию на арест Максимова. Полковник, дослушав Федина, помрачнел. «Комментировать я ничего не буду, а вы, пожалуйста, не снимайте мое лицо, а то мои знакомые увидят все это и очень расстроятся», — бросил Максимов, выходя из зала суда. Вспышки фотокамер били полковнику в спину всю дорогу до двери конвойного помещения, откуда сотрудник МВД отправился в СИЗО, где будет находиться до 22 февраля 2010 года включительно.