Об увольнении начальника Следственного управления по Москве Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ Анатолия Багмета в пятницу сообщила Генпрокуратура РФ. «Багмет уволен из органов прокуратуры и освобожден от занимаемой должности в связи с нарушением присяги прокурорского работника (следователя)», — заявили «Газете.Ru» в пресс-службе ведомства. Представитель Генпрокуратуры рассказал, что приказ был подписан в пятницу, но не уточнил, какие именно нарушения со стороны главы СУ СКП по Москве выявило руководство.
Самому Багмету об увольнении не сообщили. Пресс-служба следственного управления, которое он возглавлял, отрицает этот факт до сих пор.
«Это какая-то провокация! Анатолий Михайлович сегодня на работе, утром провел коллегию, сейчас в кабинете у себя», — сказала «Газете.Ru» сотрудница пресс-службы СУ СКП по Москве. Она также сообщила, что днем в пятницу Багмет «ездил в Следственный комитет, к руководству» (СУ СКП по Москве и центральный аппарат СКП находятся в разных районах Москвы). Зачем главу следственного управления вызывали в главк, собеседница не пояснила.
В центральном аппарате СКП от комментариев в связи с увольнением Багмета отказались. «Мы в курсе, что появляются такие сообщения, но команды их комментировать нам не поступало», — заявили «Газете.Ru» в пресс-службе следственного ведомства.
Причиной увольнения, предположительно, стал скандал двухлетней давности: тогда Багмета уволили из прокуратуры Челябинской области за служебный подлог, но потом восстановили в должности.
Приказ об увольнении зампрокурора области Багмета поступил в Челябинскую прокуратуру 10 декабря 2007 года. Тогда после служебной проверки выяснилось, что Багмет незаконно стал доцентом кафедры Челябинского государственного университета. Для получения ученой степени необходимо было представить данные о преподавательской деятельности — сколько часов лекций соискатель прочитал студентам университета. Багмет указал, что работал преподавателем в Челябинске. Также в его личном деле содержались сведения о прочитанных лекциях в Казахстане — однако, как выяснили проверяющие прокуроры, в этой стране Багмет не служил и не преподавал. Эта нестыковка и послужила причиной увольнения с формулировкой «совершение поступка, порочащего честь мундира, и нарушение присяги».
Багмет в это время как раз готовился к переводу в Москву – он подал заявку на должность главы Следственного управления СКП по Москве, созданного несколько месяцев назад. После скандального увольнения путь в столицу экс-зампрокурору заказан, считали его коллеги. Но Багмет решил судиться с бывшим начальством и выиграл дело. Он заявил в иске, что на самом деле прочитал необходимое для получения звания доцента количество лекций, но делал это не в Казахстане, а в Челябинске. Там ему и предложили ученую степень. Откуда в документах взялся Казахстан, зампрокурора не знал. Тверской суд Москвы принял иск Багмета и решил, что путаница в документах произошла не по вине зампрокурора, а значит, уволен он был незаконно.
На следующий день после решения суда Багмет вернулся на работу и прослужил в Челябинской облпрокуратуре с февраля по апрель 2008 года, потом со всеми почестями вышел на пенсию. В мае 2008 года его пригласил на работу в свое ведомство глава СКП РФ Александр Бастрыкин.
Генпрокуратура все это время занималась тем, что обжаловала решения суда о незаконности увольнения Багмета. В марте 2009 года суд вынес решение в пользу ведомства Юрия Чайки, но источники в прокуратуре пояснили «Газете.Ru», что уволить Багмета из СКП на основании этого судебного постановления все равно нельзя: из прокуратуры в СКП его не переводили, он ушел на пенсию, а потом устроился на работу заново. «Ничего, кроме морального удовлетворения, это Генпрокуратуре не даст», — сказал тогда источник в ведомстве. Глава СКП Бастрыкин после решения ВС никаких мер принимать не стал, а, напротив, продлил трудовой договор с Багметом.
«Это увольнение — очередная капитуляция Бастрыкина.
Для всех давно было очевидно, что Багмета необходимо уволить, человек с такими профессиональными и моральными качествами не может работать в органах прокуратуры, следствия. А Бастрыкин, наоборот, присвоил ему звание государственного советника юстиции третьего класса, что соответствует генеральскому, назначил руководить управлением по такому важному субъекту федерации, как Москва, продлил с ним контракт», — прокомментировал увольнение Багмета депутат Госдумы Александр Хинштейн. Что заставило главу СКП кардинально поменять собственное мнение о Багмете и согласиться с прокуратурой — неизвестно.
О том, что в скором времени в органах следствия грядут громкие отставки, глава СКП предупреждал в конце ноября. «У меня в личных планах снять по итогам года 12 начальников территориальных управлений Следственного комитета, которые плохо работают», — сказал Бастрыкин на заседании комитета Совета федерации по правовым и судебным вопросам, но конкретные фамилии представленных к увольнению начальников назвать отказался. Багмет стал первым начальником такого уровня, уволенным после этого заявления главы СКП.