Юрист Hermitage Capital Management Сергей Магнитский умер от сердечно-сосудистой недостаточности. В четверг об этом со ссылкой на неназванный источник в правоохранительных органах сообщил «Интерфакс». «Согласно заключению экспертов, Магнитский скончался от сердечно-сосудистой недостаточности. Результаты вскрытия готовы и вскоре будут направлены в соответствующие инстанции», — сказал собеседник агентства. По его словам, данные экспертизы свидетельствуют: сотрудники СИЗО «Матросская Тишина», в больнице которого умер юрист, а также сотрудник Следственного комитета при МВД, который вел дело об уклонении от уплаты налогов, возбужденное в отношении Магнитского, в его смерти не виноваты.
Тем не менее дело, которое Следственный комитет при прокуратуре возбудил после смерти юриста по ст. 124 (неоказание помощи больному) и ст. 293 (халатность) УК, еще не закрыто.
16 декабря исполнится ровно месяц со дня смерти Магнитского. Когда он умер в СИЗО «Матросская Тишина», первой официальной версией также стала острая сердечно-сосудистая недостаточность. Однако его адвокат Дмитрий Харитонов тогда заявил, что его подзащитный скончался от панкреатита, а вина за его смерть лежит на судьях, санкционировавших арест, следователях, ходатайствовавших о нем, и руководстве ФСИН, отвечавшем за содержание юриста в «Матросской Тишине».
Позиции следователей и сотрудников ФСИН в вопросе об ответственности за смерть Магнитского тогда разделились. Заместитель директора ФСИН Александр Смирнов на заседании Общественной палаты в конце ноября признал, что в смерти Магнитского «очевидно присутствует» вина администрации СИЗО. По его словам, нарушения были выявлены именно в «Матросской Тишине», куда обвиняемого в неуплате налогов юриста перевели из Бутырской тюрьмы. До перевода, говорил Смирнов, Магнитский на здоровье и условия содержания не жаловался. Однако окончательные выводы, сказал он, будут сделаны по результатам служебной проверки ФСИН, которые, заверил Смирнов, будут обнародованы сразу же. Внутреннее расследование в «Матросской Тишине» еще не закончено, а выводы экспертов, о которых стало известно в четверг, во ФСИН пока не комментируют.
В Следственном комитете при МВД, напротив, сказали, что данными экспертиз не удивлены. «Мы не меняли позицию с самого начала. Мы всегда говорили, что наш сотрудник в смерти Магнитского не виноват. Его смерть, конечно, ничего не оправдывает, но что мы теперь можем сделать, если на нас лежит ответственность только за расследование уголовного дела. Производство по нему мы прекратили, а лечить арестантов – не наше дело», — сказала «Газете.Ru» глава пресс-службы ведомства Ирина Дудукина.
«Магнитский, кроме того, содержался в нормальных условиях. Это не была камера, где по сорок человек сидит. Да, не курорт, но это, в конце концов, арест. Да и если у него были жалобы на здоровье — почему у нас их на бумаге нет? Где его адвокат был, когда у него все болезни, о которых идет речь, начались? Деньги-то он получал», — добавила она.
Адвокат Магнитского Дмитрий Харитонов в беседе с «Газетой.Ru» заметил, что неоднократно писал жалобы на «чудовищные» условия содержания его подзащитного председателю Следственного комитета при прокуратуре Александру Бастрыкину и генеральному прокурору Юрию Чайке, но все они остались без ответа. «Все это вранье, заявления были. Да и следователь, который вел дело Магнитского, прекрасно знал о состоянии его здоровья, но у меня даже сохранилась запись, где он говорит, что «здоровье Магнитского его мало интересует». Поэтому, когда Дудукина говорит, что их ведомство ни причем, мне странно: следователь-то все-таки работает в Следственном комитете при МВД, а не где-то там еще, верно?» — сказал Харитонов. По его словам, о завершении экспертизы ему известно, но какие-то шаги он будет предпринимать только после того, как у него в руках окажутся официальные документы.
В самом Hermitage с результатами экспертизы также не согласны. «Магнитский не страдал болезнью сердца. Об этом свидетельствуют результаты официального медицинского отчета, составленного за 5 дней до его смерти. Они полностью опровергают сегодняшнее заявление неназванных сотрудников правоохранительных органов, которые по-прежнему утверждают, что Сергей Магнитский умер от сердечного приступа», — говорится в сообщении фонда, поступившем в редакцию «Газеты.Ru» в четверг. Накануне заседания в Тверском райсуде Москвы, по итогам которого срок ареста Магнитского был продлен, он прошел медосвидетельствование в Бутырской тюрьме, результаты которого за подписью ее руководителя Дмитрия Комнова и его зама Дмитрия Кратова были представлены судьям. «Результаты медицинского обследования содержат сведения о поставленном диагнозе «желчекаменная болезнь, холецистопанкреатит, обострение» и нормальной работе сердца», — заявляют в Hermitage.
Независимого расследования смерти Магнитского уже потребовала Ассоциация юристов Великобритании.
В заявлении члены организации обращаются к президенту России Дмитрию Медведеву с просьбой тщательно проверить возможную связь ареста Магнитского с его показаниями против сотрудников МВД, которые украли уплаченные фондом Hermitage 5,4 млрд рублей. «Мы знаем, что Сергей Магнитский давал показания против ряда сотрудников Министерства внутренних дел о причастности их к мошенничеству, осуществленному в отношении банка HSBC, фонда Hermitage и Российской Федерации, — говорится в заявлении. — При проведении этого расследования мы просим вас обратить особое внимание на связь между вышеуказанными показаниями Сергея Магнитского и его нахождением под стражей».