Опознание погибших в результате крушения «Невского экспресса» продолжалось все воскресенье в морге Твери – туда тела жертв трагедии привезли ночью в вагонах-рефрижераторах. К утру родственники (более 70 человек из Москвы, Санкт-Петербурга и Удомли) уже были в гостинице «Волга» на улице Желябова, где с ними работали медики и психологи. Опознание проходило в городской клинической больнице №4. Членам семей сначала демонстрировали фотографии погибших, и только потом вели в помещение морга. На выходе дежурили «скорые».
В понедельник утром 36 родственников погибших пассажиров «Невского экспресса» вернулись в Петербург на поезде. Накануне около 21.00 в Пулково самолетом МЧС были доставлены 16 тел жертв катастрофы, сообщил «Газете.Ru» начальник отдела информации главного управления МЧС по Санкт-Петербургу Валерий Груздев. Из аэропорта спецмашины отвезли тела в морг на Шафировском проспекте.
Заниматься похоронами погибших жителей Петербурга, которые, видимо, состоятся во вторник--среду, будут вице-губернатор Людмила Косткина и комитет по соцзащите Смольного. «Я дала поручение членам городского правительства до конца понедельника завершить составление списков погибших и пострадавших в железнодорожной катастрофе, чтобы оказать помощь семьям погибших в организации похорон. Эти списки также будут переданы в Министерство здравоохранения и социального развития», — заявила губернатор Петербурга Валентина Матвиенко.
Всего, по данным на 6.00 понедельника, экспертам удалось опознать личности 24 погибших. Остались фрагменты одного или двух тел, их будут идентифицировать по ДНК.
По предварительным данным, которые приводят источники, из числа опознанных 18 — жители Санкт-Петербурга, четверо — жители Москвы, один — Московской области; еще один погибший — житель города Удомли Тверской области. Однако официально эта информация пока не подтверждается.
По данным Минздравсоцразвития, в списке погибших уже 26 человек.
Ранее в МЧС сообщали, что погибших 25: 23 человека скончались на месте и еще двое — в машинах «скорой помощи», передает ИТАР-ТАСС. Вечером в воскресенье появилась информация о том, что из-под одного из вагонов достали еще одного погибшего. Об этом «Интерфаксу» сообщил источник в правоохранительных органах Тверской области. В МЧС предположили, что СМИ приняли за еще одного погибшего фрагменты тела мужчины, который уже опознан в Твери: часть его останков нашли позже других. В понедельник утром глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова сообщила, что число жертв теракта увеличилось до 26 — в воскресенье одна из раненых скончалась в больнице. Имя ее пока не называется.
В больницах Новгородской и Тверской областей, а также Москвы и Санкт-Петербурга остаются 92 пострадавших. На официальном сайте МЧС опубликован список госпитализированных с указанием города, в котором они находятся (по данным на воскресенье), на официальном сайте ОАО РЖД уточняются также больницы, в которых находятся раненые. Большинство пострадавших перевезли в московские и петербургские клиники.
За помощью к медикам каждый день обращаются другие пассажиры «Невского экспресса». По данным Смольного, только в воскресенье в медицинских учреждениях Петербурга оказались еще 80 пострадавших.
Некоторых перевезли на реанимобилях и вертолетах из больниц Твери, Валдая и Боровичей. В тяжелом состоянии – девять человек, которые потеряли много крови; в состоянии средней тяжести – 27 человек. У остальных пострадавших легкие повреждения.
По данным же управления скорой помощи Петербурга, в субботу в горбольницы обратились 65 пострадавших, а в воскресенье уже 95. «Не исключено, что в понедельник эта цифра вырастет, — пояснила «Газете.Ru» Мария Кузнецова, пресс-секретарь управления. — Это все отдаленные последствия стресса и шока. Кто-то пришел домой, и ему стало плохо с сердцем, другого затошнило, третий обнаружил травму, которой сначала не придал значения. Например, в Мариинскую больницу двое пострадавших пришли сами. Я не могу сказать, какой у них диагноз, но они в состоянии средней тяжести, даже ближе к удовлетворительному».
Источник в петербургском комитете здравоохранения сообщил, что у пациентов диагностированы переломы рук и ног, рваные и ушибленные раны, черепно-мозговые травмы, травмы шеи, позвоночника.
Большинство раненых потеряли много крови, у кого-то врачи зафиксировали длительное удушье: пассажиров зажимало между частями вагонов, и спасателям «приходилось их буквально вырезать». Проводник Алексей Иванов рассказал, одному из мужчин зажало ногу между багажной полкой и крышей вагона. В итоге, чтобы освободить его, пассажиры и проводники сами сломали полку.
По словам собеседника, у палат в Железнодорожной больнице, Институте скорой помощи имени Джанелидзе (в этих двух медучреждениях большинство пострадавших), а также в Мариинской, Елизаветинской, Покровской, 26-й и 40-й больницах, 122-й медсанчасти, Институте травматологии имени Вредена, госпитале МЧС и Военно-медицинской академии круглосуточно дежурят родственники. В петербургских больницах находятся также три иностранца: итальянец, бельгиец и азербайджанец. Подробная информация имеется пока лишь о 58-летнем гражданине Италии Армандо Ноакко. У президента итальянской компании GeD cucine, которая занимается поставкой кухонной мебели и предметов интерьера в РФ, по предварительным данным, сломана рука.
До сих пор неясно, сколько всего пассажиров и членов поездной бригады находилось в поезде в момент аварии и сколько человек сейчас считается пропавшими без вести. По данным МЧС, в составе из 14 вагонов находилось 678 пассажиров и 30 членов поездной бригады. В РЖД ночью после катастрофы сообщали, что в «Невском экспрессе» были 661 пассажир и 20 сотрудников компании, включая всех проводников и машиниста.
По данным на 10.00, до сих пор неизвестна судьба четырех человек, передает ИТАР-ТАСС.
Вечером в субботу шла речь о 26 пропавших без вести, позже в тот же вечер и днем в воскресенье – о 18, позже представители МЧС объявили, что ничего не знают о местонахождении шести человек, которые «могли находиться в вагонах», к утру понедельника в министерстве сообщили, что пропали четверо. Как нашлись остальные пропавшие – среди пострадавших, или уцелевших, или опоздавших на поезд – в ведомстве не пояснили.
Расследование катастрофы «Невского экспресса», который сошел с рельсов в 21.34 пятницы на перегоне Алешинка – Угловка, на 284-м км Октябрьской железной дороги, ведется с учетом того, что главная версия случившегося – террористический акт.
Уголовное дело заведено по соответствующей статье, и в воскресенье представители следствия уже отрапортовали о первом подозреваемом – составлен его фоторобот. «Речь не идет о каких-то конкретных подозреваемых. Просто в ходе отработки сотрудниками милиции ближайшей к месту аварии лесополосы и жилых поселков было выяснено, что в последние несколько дней местные жители видели незнакомых людей. Ближайшие населенные пункты крайне мало населены, поэтому появление постороннего человека всегда бросается в глаза», — пояснил «Интерфаксу» источник в правоохранительных органах. Позже глава МВД Рашид Нургалиев рассказал агентству о некоторых приметах подозреваемого: «примерно за 40 лет, коренастого телосложения, рыжеволосый».
Взрывчатка, которую, как полагают следователи, использовали при подрыве поезда №166, представляла собой комбинированный заряд с использованием «пластичного взрывчатого вещества».
Участники расследования считают, что взрывное устройство «было приведено в действие механическим замедлителем производства взрыва на основе штатного взрывателя ручной гранаты УЗРГМ». «Поскольку время срабатывания такого взрывателя — от 3,2 до 4,2 секунд, можно предположить, что преступники намеревались подорвать ведущий локомотив, однако не учли высокую скорость состава», — сказал в ночь на понедельник источник «Интерфакса» в правоохранительных органах.
Милиционеры и железнодорожники уверены, что устройство сработало на путях или рядом, но точно не в вагоне. «Бомба была на полотне, это точно, взрыв раздался под локомотивом, выбило колесную пару, но поезд пролетел вперед, и только последние вагоны не устояли. К тому же там видно, что устройство было на путях, по тому, как разметало камни, и по тому, как вырван кусок рельса», – объяснил «Газете.Ru» один из сотрудников РЖД, работавших на месте крушения «Невского экспресса».
Собеседник «Газеты.Ru» также подтвердил появившиеся ранее сообщение о втором взрыве — «скорее громком хлопке», который раздался в субботу, через несколько часов после крушения поезда. Этот второй взрыв произошел в полутора метрах от первой воронки. «Грохнуло за опорой, но она не повреждена. Похоже, будто это была очень мощная петарда. Еще есть версия, что во втором устройстве взрывчатка отсырела. Возможно, оно должно было сработать сразу после первого, но намокло просто. На месте нашли остатки какого-то синего пакета», – сообщил железнодорожник. По версии источника в правоохранительных органах, вторая бомба сработала не в полную силу из-за так называемого зонтика — генератора радиопомех, включенного спецслужбами в зоне катастрофы.
Утром в воскресенье движение поездов на Октябрьской железной дороге было восстановлено полностью, они шли без опозданий. Пути на месте трагедии уже восстановлены, а вагоны лежат недалеко от рельсов, накрытые маскировочной сеткой.
В РЖД пообещали, что заплатят пострадавшим по 200 тыс. рублей, а семьи погибших получат по полмиллиона.
Пока же представители компании напоминают, что выжившие в катастрофе пассажиры могут забрать уцелевший багаж в камерах хранения. Чемоданы и сумки, которые удалось вытащить из вагонов и собрать на путях, железнодорожники передали в камеру хранения забытых вещей на Московском вокзале Санкт-Петербурга. Как сообщили в компании РЖД, «забрать их можно ежедневно с 08.00 до 20.00, предъявив паспорт и документ, подтверждающий поездку в поезде №166 27 ноября».