Глава МВД России Рашид Нургалиев разрешил гражданам обороняться от милиционеров: «давать сдачи» можно в случае необоснованной агрессии со стороны человека в форме, считает министр. «Может ли гражданин дать сдачи милиционеру, который на него напал? Если гражданин не преступник, если он идет спокойно и ничего не нарушает, то да», — сказал Нургалиев в четверг на встрече с курсантами Московского университета МВД на базе ОМОН в подмосковном Щелково.
«Если это нападение, то должна быть самооборона. Мы все равны, а гражданин равен вдвойне», — цитирует министра «Интерфакс».
Как граждане должны балансировать между этим разрешением и Уголовным кодексом, в котором есть статьи о сопротивлении сотруднику милиции и нанесении ему побоев, Нургалиев не объяснил. Вместо этого он заявил, что переживает каждое «происшествие с сотрудником милиции» (будь то драка, во время которой пьяный милиционер избивает до смерти прохожего, выстрел в голову школьнику, изнасилование пенсионерки) как «личную трагедию». «Преступник в погонах — это преступник, это вдвойне преступление, так как мы ожидаем от милиционера помощи. Мы не терпим эти преступления, не замалчиваем их. Мы должны переболеть этим, начиная от участкового и до министра внутренних дел», — говорил курсантам Нургалиев.
Пока министр обещал «изолировать и сажать» милиционеров-преступников, в Петербурге под подписку о невыезде вышел оперуполномоченный Адмиралтейского района, которого подозревают в убийстве задержанного. Наряд милиции пытался задержать двух женщин и мужчину, однако те оказали сопротивление: женщины схватили милиционера за руки, а мужчина навалился на него. Тогда милиционер несколько раз ударил задержанного в живот, и тот скончался от разрыва мочевого пузыря. Накануне в Москве Кузьминский суд санкционировал арест Анвера Ибрагимова, уволенного из милиции за избиение 20-летнего абхаза Эдурда Гурцкая. После того как пьяный милиционер избил Гурцкая дубинкой, а потом прыгнул на него, сломав ребра, потерпевший скончался. Свидетели видели, что двое других сотрудников милиции держали за руки брата Гурцкая, пока того избивал Ибрагимов. Однако Виктор Кузнецов и Алексей Черников отделались увольнением из органов и теперь проходят по делу как свидетели.
«Я не разделяю точку зрения министра и считаю, что обычный человек не имеет права дать отпор, физически противодействовать представителю органов власти даже в том случае, если милиционер ударит его или начнет избивать ногами», — заявил в четверг «Интерфаксу» зампред комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков. Депутат уверен, что суд все равно встанет не на сторону гражданина и «в 99% случаев гражданин усугубит свою вину, была она или нет, и следствие, и суд обвинят его в оказании сопротивления представителю власти». Что делать с избивающим ногами милиционером, не поднимая на него руку, Гудков не сказал.
«Право граждане имеют, но не очень-то могут», — констатирует президент Московской адвокатской палаты Генри Резник.
Он пояснил «Газете.Ru», что в Конституции записано право на самооборону: «Если в отношении гражданина применяется насилие, то он может на это адекватно отвечать». Но на практике все сложнее, отмечает адвокат, и защищавшегося гражданина вряд ли послушают следователи и судьи. «С учетом практики рассматриваемых дел такого рода, при противоречивых показаниях, если гражданин скажет, что милиционер его бил, а милиционер будет это отрицать, суд прислушается к человеку в погонах», — сказал Резник.
Глава профсоюза сотрудников милиции Москвы Михаил Пашкин считает такой подход правильным: если граждане будут «равнее» милиционеров, служить в правоохранительные органы никто не пойдет.
«На Западе против слова одного полицейского должно быть слово двух граждан, против двух — четырех, а трое полицейских правы всегда», — заявил Пашкин «Газете.Ru». По его мнению, высказывание министра, хотя и не может повлиять на правоприменительную практику, пока не превратится в указ или закон, «здорово влияет на граждан». «В итоге у нас граждане боятся с милиционерами в одной электричке ездить, а милиционеры — с гражданами. В форме вечером по улице не пройти — вчера, например, избили сотрудника 2-го оперативного полка ГУВД (в этом же полку служил Ибрагимов, забивший насмерть прохожего)», — рассказал Пашкин.
Глава милицейского профсоюза считает, что заявлением главы МВД в первую очередь воспользуются преступники.
«На сто случаев нападений милиционеров на граждан в месяц приходятся тысячи задержаний, и теперь все задержанные смогут говорить, что милиционер их бил, и избегать наказания», — предупреждает Пашкин. «И останутся в милиции одни Ибрагимовы, Евсюковы и Нургалиевы», — резюмировал глава милицейского профсоюза. По его мнению, вместо того чтобы «стравливать людей в погонах и без», нужно отменить «палочную» систему, сохранять хорошие кадры и увольнять из органов «лишних людей», а также платить достойные зарплаты.
Сокращать милиционеров Нургалиев точно не собирается: тем же курсантам в подмосковном Щелково он пообещал, что вместо увольнений сотрудников будут переводить из одних подразделений в другие, в зависимости от целесообразности. Покончив с речами, министр решил сделать на глазах у будущих милиционеров зарядку. Он снял китель и показал, как делается упражнение по так называемому скручиванию в положении «сидя по-турецки» и «в позе лотоса». Закончил Нургалиев тем, что лег на живот и сцепил руки и ноги за спиной — такое упражнение называется «кольцо». Глава МВД рассказал, что такие упражнения помогают ему «мобилизоваться, сконцентрироваться, получить уверенность и спокойствие».