Подлодку российского Черноморского флота «Алроса», на которой в минувшие выходные произошла авария, отбуксировали на военную базу в Новороссийск. «Лодка прибыла на новороссийскую военно-морскую базу. Происшествий за время перехода нет. Отказов в работе вспомогательных механизмов нет», — рассказал РИА «Новости» источник на базе. Первым о неполадках на российской подлодке сообщило украинское агентство УНИАН в субботу.
По их данным, в ночь с 20 на 21 ноября на борту единственной боеспособной подводной лодки ЧФ в 150 километрах от абхазского города Сухуми произошла внештатная ситуация.
В 8.05 в субботу подлодке пришлось подать сигнал SOS. К месту нахождения «Алросы» вылетели три самолета ЧФ — два «Ан» и один Б-12. Позже источник в российском флоте заявил «Интерфаксу», что подлодка выполняла «задачи по плану боевой подготовки, в том числе по погружению и всплытию». Но добавил, что ни о каких ЧП с российскими подлодками, которые были бы связаны с пожаром или затоплением отсеков, не сообщалось. А в штабе ЧФ опровергли информацию о том, что «Алроса» подавала сигнал SOS.
В воскресенье в отделе информационного обеспечения ВМФ РФ заявили, что подлодка вернулась на базу в Севастополь.
Неисправность в одном из узлов двигательной установки, по словам представителя флота, нашли 21 ноября «в ходе учебных задач на полигоне в акватории Черного моря».
Опасности для экипажа поломка на «Алросе» не представляла. И, по словам официального представителя военного ведомства, когда неисправность будет устранена, подлодка снова вернется на учения. Информацию о том, что «Алросу» буксируют в Новороссийск, представитель ВМФ комментировать отказался.
Сообщение о подлодке, находящейся рядом с Абхазией, вызвало возмущение военных украинских экспертов.
Редактор военно-экспертного издания «Флот2017» Дмитрий Тымчук заявил УНИАН, что «Алроса» нарушила договор между Россией и Украиной. «А именно: «боевые единицы Черноморского флота России выполняют задачи близ побережья Грузии», действуя с территории Украины, а на Украине об этом никто и не догадывается», — заявил он.
Президент российской ассоциации международного морского права, судья трибунала ООН по морскому праву Анатолий Колодкин пояснил «Газете.Ru», что международное морское право (в частности, соответствующая конвенция ООН 1982 года) гарантирует свободу судоходства, как торгового, так и военного. То есть суда и подлодки могут свободно следовать из одного порта в другой с мирными целями, не спрашивая разрешения других государств. «Надо помнить также, что свой суверенитет государства распространяют не более чем на 12 миль от берега. Но даже через территориальные воды мирные морские суда могут проходить спокойно», — сказал эксперт.
Однако если подлодка выполняла учения, то здесь «действительно может быть элемент нарушения», признал Колодкин.
«Она имеет право на свободу судоходства, но не имеет право проводить испытания или маневры без согласия территориального государства. Во многом этот вопрос зависит от того, на чьей территории проводятся испытания», — говорит эксперт.
Дизель-электрическая подводная лодка «Алроса» входит в состав 47-го отдельного дивизиона подводных лодок Черноморского флота. Она была заложена в мае 1988 года на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. Подлодку спустили на воду в сентябре 1989 года, а в декабре 1990-го она вступила в строй. Название «Алроса» подлодка получила в 2004 году в честь шефствующей над ней алмазодобывающей компании. На вооружении «Алросы»18 торпед и 24 мины.