Столичные власти торопятся с приватизацией ДЕЗов. Как стало известно в пятницу, Юрий Лужков подписал постановление об условиях и формах реформирования государственных унитарных предприятий (ГУПов) с указанием завершить работы по подготовке к преобразованию дирекций единого заказчика в открытые акционерные общества в срок до 31 января 2010 года.
Ранее в мэрии уже строились планы по акционированию ДЕЗов: предполагалось, что это произойдет еще в 2008 году. Однако, как пояснил РИА «Новости» источник в городской администрации, графики были сорваны, в частности, из-за «отсутствия должной заинтересованности у руководителей предприятий и органов исполнительной власти города Москвы, координирующих их деятельность, а также необходимости реструктуризации имущественных комплексов реформируемых предприятий».
Теперь такая заинтересованность, видимо, появилась. Определились в мэрии и с тем, как быть с имуществом ДЕЗов: его владельцем останется правительство города.
Как сообщал ранее заместитель мэра, руководитель департамента имущества Владимир Силкин, после акционирования город сохранит стопроцентную долю акций в ДЕЗах и продавать акции новоиспеченных компаний не планируется как минимум три года. В советы директоров создаваемых ОАО будут введены главы управ, представители префектур и госучреждения «Инженерные службы» районов. Приватизируя ДЕЗы в свою пользу, столичные чиновники уверяют, что ОАО со стопроцентной долей города повысят конкуренцию на рынке управляющих компаний и сохранят устойчивость жизнеобеспечения жилых домов.
Напомним, что в сентябре к активизации процесса акционирования ГУПов призвал первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов. «Мы переходим к этапу, когда необходимо начинать новую структурную приватизацию – это когда необходимо акционировать большое количество государственных унитарных предприятий, мы эту работу забросили в последнее время», — заявил Шувалов, отвечая на вопросы депутатов Госдумы. При этом, по его словам, нельзя, чтобы повторилась ситуация, когда предприятия после акционирования не были допущены к средствам в виде госзаказа и начинали влачить нищенское существование.
Столичным ДЕЗам это явно не грозит: по официальным данным, жители около 75% столичных домов уже выбрали их в качестве управляющих компаний (УК).
И сделали это, как считают в мэрии, по той причине, что «психологически не готовы выбирать новые, частные управляющие компании». Констатируют чиновники и факт отсутствия в городе реального рынка УК. По данным департамента имущества, в секторе управления в столице работают 1173 предприятия. Из них государственные предприятия составляют 16%. При этом на их долю приходится обслуживание 75% многоквартирных домов. Еще 20% домов управляют ТСЖ и ЖСК. И только 5% – частные УК. Поэтому если ДЕЗы в форме ОАО и будут конкурировать, то только между собой.
По оценке депутата Госдумы Галины Хованской, реально оказывают качественные услуги и пользуются доверием горожан не более 10% ДЕЗов. Остальные работают так, что, оказавшись в частных руках, просто бы не выдержали конкуренции и были бы вынуждены уступить свою территорию более успешным УК. Но тогда мэрия потеряла бы коммунальные финансовые потоки. Отсюда и утверждения чиновников, что люди «психологически не готовы» выбирать частников.
По словам Хованской, формально выполняя требование федерального законодательства об акционировании ГУПов, столичные власти сохраняют за собой монополию на управление жильем. Эту точку зрения разделяют и в деловой среде: по мнению президента Союза коммунальных предприятий России Сергея Агапитова, ОАО со стопроцентной долей города – это «та же структура управления, которая не позволяет частному бизнесу войти внутрь процесса».
Между тем накануне ФАС сообщила о массовых фальсификациях при выборе УК в Москве.
Около 95% общих собраний граждан по выбору управляющих компаний для управления многоквартирными домами в РФ фальсифицированы, заявил в четверг в рамках 5-го Всероссийского форума руководителей ЖКХ руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве Владимир Ефимов. По его словам, хотя, по официальным данным, не определились со способом управления жильем всего менее 4% многоквартирных домов, в реальности большинство собраний жильцов были проведены незаконно: вместо всех собственников договор на управление домом подписывался одним или двумя жильцами.
Как пояснил Ефимов, согласно законодательству, собственники квартир вправе самостоятельно выбирать компанию для управления жильем. Но там, где граждане так и не смогли определиться, власти должны были до 1 мая 2008 года провести открытые конкурсы по выбору УК. Однако, по его словам, органы местного самоуправления этого не сделали, признав «почему-то» результаты сфальсифицированных собраний, в связи с чем ФАС намерена завести серию антимонопольных дел. «Сейчас мы готовим серию дел по этой проблеме, в том числе и в Москве, и намерены предписать местным властям проведение конкурсов», — рассказал Ефимов.
По мнению сопредседателя общемосковского общественного движения «Жилищная солидарность» Дмитрия Катаева, москвичей, якобы доверивших управление своими домами ДЕЗам, просто обманули, нарушив заодно требования Жилищного кодекса. «ДЕЗы без всяких разъяснений распространяли среди собственников бланки заочного голосования за себя в качестве управляющей организации, скрывая при этом возможность выбора другой УК, – рассказал Катаев. – При социологическом опросе, проведенном Левада-центром по нашей инициативе, лишь 14% собственников ответили, что в их доме проводилось голосование о выборе способа управления и управляющей организации. Но на основании этих сомнительных решений собственникам подсовывались на подпись договоры управления, которые, в добавок ко всему, не отвечают требованиям жилищного законодательства и составлены в интересах ДЕЗов».