В пятницу руководство российского завода General Motors (GM) уволило лидера профсоюзного объединения завода Евгения Иванова. После того как он пришел на работу, его вызвали в администрацию, вручили уведомление и под конвоем вывели с территории завода. «К сожалению, это правда, — сказал Евгений Иванов «Газете.Ru». — Меня уволили по статье 81 Трудового кодекса — отсутствие на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня, а также отсутствие в течение более 4 часов. Это отголосок нашей первой итальянской забастовки, которая немного не удалась».
Профсоюзный лидер пояснил, что, когда на заводе началась итальянская забастовка, он мог приступить к работе, только когда ему выдадут на руки ряд документов – «корочки» сварщика, разрешение на работу с подъемными механизмами и инструкцию по соблюдению правил техники безопасности под роспись.
Все эти документы находились в отделе по работе с персоналом. При этом записанное в его трудовом договоре рабочее место — сварочный цех — он не покидал, и этому, по словам Иванова, есть множество свидетелей. «Иначе, к примеру, пришел бы проверяющий и спросил: а на каком основании вы здесь работаете сварщиком?» — говорит Иванов. В ответ руководство завода выпустило приказ, в котором говорилось, что профлидер может находиться на рабочем месте без этих документов. А потом Иванова уволили.
«Меня удивляют такие действия руководства, — говорит Иванов. — Вместо того чтобы садиться за стол переговоров, увольняют профлидера. При этом руководство даже не согласовало свою позицию с Межрегиональным профсоюзом. Думаю, что завод поторопился с этим решением. У меня есть уверенность, что я буду восстановлен на работе. В ближайшее время обязательно обращусь в суд, прокуратуру и трудовую инспекцию».
Руководство российского GM пока не доступно для комментариев. Однако в пресс-службе завода факт увольнения Иванова подтвердили.
Лидер Межрегионального профсоюза работников автомобильной промышленности (МПРА) Алексей Этманов сообщил «Газете.Ru», что в субботу состоится совет МПРА, на котором будет рассмотрен вопрос об увольнении Иванова. «Безусловно, мы будем его защищать, — сказал Этманов. — Но, каким образом и как, должны будем обсудить и проработать механизмы воздействия».
На предприятии тем временем продолжается итальянская забастовка.
Ее координируют профсоюзные заместители Иванова. Она заключается в том, что рабочие не выполняют план на 25–30%, хотя и продолжают собирать автомобили. Отметим, что Евгений Иванов, хотя и не является больше сотрудником GM, по-прежнему остается лидером профсоюза. «Такая возможность прописана в нашем уставе», — уточнил руководитель тред-юнионов.
По словам Иванова, теперь он опасается физических методов воздействия со стороны своих противников.
Такое уже происходило ранее. В начале февраля этого года Евгения Иванова подкараулили в подъезде дома в Колпино. Около двух часов дня Иванов собирался в магазин, спустился с 12-го этажа вниз, увидел, что на лестничной клетке стоят незнакомые люди, но не придал этому значения. Он вышел через «черный ход», а там его уже поджидал молодой человек – лет 25, высокий, худощавый, в красной куртке, волосы светлые, стрижка каре – и зачем-то держал дверь открытой. Профлидер пошел в его сторону, собираясь выйти на улицу, но в этот момент ему дорогу преградил человек в черной вязаной шапке и молниеносно нанес Евгению Иванову пять ударов по голове, потом отвернулся, сказав на ходу: «Привет от профсоюза!» — и вышел в распахнутую дверь, которую держал его сообщник.
После этого неизвестные по телефону настойчиво предлагали профсоюзному лидеру прекратить общественную деятельность, заявляя, что они знают, «в какой детский сад его жена водит ребенка». Уголовное дело ни по факту избиения, ни по факту угроз возбуждено не было.
Профсоюз на российском заводе General Motors под Петербургом был создан 13 января этого года. В организации числится более сотни человек (всего на предприятии чуть более 600 человек). Профсоюз GM стал частью Межрегионального профсоюза работников автопрома. Предпосылкой для создания ячейки стал «беспредел российского менеджмента». Члены профсоюза утверждали, что менеджеры разговаривают с рабочими матом, заставляют работать без обеда, а на заводе нарушается техника безопасности и работают люди, не обладающие необходимой квалификацией.
Практически весь год отношения профсоюза с руководством завода ухудшались. Осенью рабочие потребовали гарантии ежегодного повышения зарплат на процент инфляции плюс 8 процентов сверху (сейчас средняя зарплата на заводе — около 25 тыс. рублей – «Газета.Ru»). Кроме того, они настаивают на 40-часовой рабочей неделе и оплате переработки по повышенной ставке.
Администрация GM отказала рабочим в их требованиях под предлогом экономического кризиса. В ответ неделю назад на General Motors началась итальянская забастовка. В акции участвуют более половины из 120 рабочих сварочного цеха. Выпуск машин снизился на 30–35%. Причем в администрации утверждают, что никакой забастовки нет, а автомобилей стали выпускать меньше из-за того, что предприятие готовится к запуску линии по производству нового Opel Astra.