В четверг в Мосгорсуде закончился процесс по делу предпринимателя Владимира Барсукова (Кумарина), которого в Следственном комитете при прокуратуре (СКП) называют «рейдером номер один». Дела, возбужденные по ч. 4 ст. 159 (мошенничество) и ч. 4 ст. 174 (легализация денежных средств, полученных преступным путем) УК, рассматривали судьи Куйбышевского суда Петербурга. Но следствие опасалось, что в родном городе на участников процесса может быть оказано давление, а самого Барсукова убьют, поэтому судебный процесс переехал в Москву.
На чтение приговора у председательствующей судьи ушло около восьми часов — последнее заседание по делу Барсукова началось около 11.00 и закончилось ближе к 21.30.
Как следовало из текста приговора, Владимир Барсуков, а также семь его приятелей признаны судом участниками организованной преступной группировки и виновными в рейдерстве. По данным следствия, все захваты они осуществляли по одной схеме: сначала уставные документы того или иного предприятия-«жертвы» подделывались, а затем незаконно переоформлялись на нового владельца. Потом помещения предприятия захватывались, а его настоящие владельцы оказывались на улице.
Как говорилось в тексте приговора, всеми действиями группировки руководил Барсуков. На нем же лежали вопросы финансирования. Его правой рукой был Вячеслав Дроков, отвечавший за точную постановку задач перед рядовыми членами ОПГ и выплату им гонораров. Юрист по образованию, Павел Цыганок изготавливал фальшивые документы и передавал их в отделение налоговой службы № 15. Дмитрий Малышев заключал фиктивные договоры купли-продажи. Остальные четыре фигуранта уголовного дела — Альберт Старостин, Олег Кумище, Валерий Асташко и Александр Баскаков — отвечали за легализацию незаконного полученного имущества.
Таким образом в 2005 году группировка завладела ООО «Пушкинское», в собственности которого находился ресторан «Петербургский уголок», а также недвижимостью и уставным капиталом ООО «Магазин «Смольнинский». Владельцы «Смольнинского» из-за действий рейдеров потеряли около 62 млн рублей, а собственники «Пушкинского» лишились более 80 млн рублей.
За это, говорилось в приговоре суда, Барсуков проведет в колонии строгого режима 14 лет и выплатит штраф в размере 1 млн рублей. Цыганка приговорили к 12 годам и 500 тыс. рублей штрафа, Малышева — к 13 годам и 700 тыс. рублей штрафа. Старостин получил 5 лет, Асташко — 9 лет, Баскаков — 7 лет, Кумище приговорен к восьми годам.
Дело против Барсукова и семерых его подельников возбудили как раз по заявлению владелицы «Пушкинского» Натальи Шпаковой: она, по некоторым данным, оказалась хорошей знакомой губернатора Петербурга Валентины Матвиенко. Уже в декабре 2005 года «Петербургский уголок» вернули Шпаковой, а в 2006 году начались аресты по уголовному делу.
Никто из осужденных своей вины так и не признал. На протяжении всего судебного процесса, который длился полтора года, подсудимые называли себя «пенсионерами», «юристами» и «бизнесменами», категорически отвергая любую причастность к рейдерским захватам.