Четверых россиян, членов экипажа задержанного в Конго панамского балкера Island of Luck, судовладелец может оставить в конголезском порту Матади. Об этом «Газете.Ru» сообщила жена второго механика Андрея Чернова. В октябре экипаж выбросил за борт четырех конголезцев-безбилетников, один из которых погиб. И теперь, по словам собеседницы, на суше моряков ждут разъяренные соотечественники «зайцев», угрожающие морякам скорой расправой.
Балкер греческого судовладельца и оператора Victoria Oceanway Ltd прибыл в порт Конго 4 октября.
На борту находились 23 члена экипажа: 15 украинцев, четверо россиян, два гражданина Мьянмы и по одному гражданину Индии и Ганы.
Среди россиян старший помощник капитана Виталий Душин, старший механик Владимир Руденок, второй механик Андрей Чернов и третий механик Александр Бочка. Как сообщает журнал «Морской бюллетень», а также Российский профессиональный союз моряков (РПСМ), балкер привез в порт 12 тысяч тонн риса. За день до окончания выгрузки, 18 октября, когда на борту оставалось только 380 тонн груза, санитарные службы сообщили, что часть риса заражена и вместе с некачественным зерном придется отказаться от всего груза. Моряков заверили, что коммерческие споры о рисе будут решаться в обычном порядке судовладельцем, а Island of Luck сможет уйти из Матади по графику, 20 октября. Но утром, когда балкер уже вышел на рейд Матади, на берегу объявились конголезцы, заявившие, что пробрались на борт панамского судна «зайцами» и экипаж выбросил их за борт. Как сообщало издание, ко всем безбилетникам моряки привязали канистры «для плавучести».
Позднее выяснилось, что безбилетных пассажиров из Конго на Island of Luck пробралось четверо. Живыми до берега смогли добраться только трое, сообщили власти республики.
Конголезцы заявили официальным лицам, что иностранные моряки их избили перед тем, как выбросить за борт. Правда, следов побоев очевидцы не увидели, отмечает «Морской бюллетень». А когда выживших «зайцев» привезли на судно, они не смогли точно указать место, где прятались, кто из членов экипажа их нашел и кто бил. Найденное через два дня тело четвертого конголезца, сообщает издание, на глазах местного населения протащил на буксире вдоль берега катер. Когда же тело оказалось на берегу, его, по данным «Морского бюллетеня», не вскрывали и практически сразу же захоронили. Известно, что из горла погибшего торчал нож, а ноги были перевязаны веревкой.
Как рассказала жена Чернова, конголезцы настроены по отношению к морякам «крайне агрессивно»: они выкрикивают им с берега ругательства и угрозы, а также проезжают мимо Island of Luck на катерах, жестами показывая, что они перережут экипажу горло.
«Мне удалось связаться с мужем два раза. В первый он сказал, что, если ситуация окажется серьезной, он не сможет позвонить мне еще долго. Второй раз нам удалось пообщаться десять минут практически через неделю», — рассказывает супруга моряка. По ее словам, власти Конго отобрали у экипажа документы, в том числе и паспорта.
А судовладелец, несмотря на то что «сочувствует и пытается помочь», сказал, что без паспортов не может взять их в плавание и будет набирать новый экипаж.
Во вторник к морякам должен был прибыть новый капитан. «Но, если их оставят на берегу, толпа может их растерзать. Отношение крайне отрицательное, хотя, как я поняла, поспокойнее, чем в первые дни. Но на них постоянно оказывается психологическое давление», — рассказывает собеседница. В конце октября власти Конго забрали шестерых членов экипажа, среди которых не было россиян, на допрос. Только через несколько дней, 30 октября, на Island of Luck доставили троих моряков. Капитан судна и еще двое членов экипажа до сих пор остаются в тюрьме. Как сообщила супруга Чернова, конголезцы для следующего допроса намерены были забрать еще шестерых человек. Но к этому времени экипаж уже связался с судовладельцем, который сказал не покидать балкер без представителей посольств. «Власти сказали, что придут за ними потом», — пересказывает слова механика собеседница. При этом РПСМ сообщает, что «допросы, организованные конголезцами, незаконны, они ведутся в отсутствие консулов, адвокатов, без переводчиков». «В душных помещениях, где допрашивают моряков, открыты окна и двери, куда без конца заглядывают любопытные зеваки и демонстрируют непристойные жесты», — сказано в официальном сообщении организации. По данным союза, пока еще судно официально не арестовано.
По словам супруги моряка, украинские СМИ писали о ситуации с Island of Luck с самого начала. «У нас была другая ситуация. Я писала письма президенту, в посольства России и Конго, но нигде не получила ответ. Только когда мне удалось связаться с представителем Международной федерации транспортных рабочих во Владивостоке Петром Осичанским, про нас стали писать СМИ. Теперь в конфликте задействованы МИДы двух стран, я надеюсь, что-то удастся решить», — говорит супруга моряка. Петр Осичанский также отметил, что российская сторона заинтересовалась конфликтом одной из последних:
«Мьянма, Индия и Украина уже отреагировали на случившееся. Они направили своих представителей в Матади. Со стороны МИДа никакой реакции на задержание судна с гражданами России на борту нет».
О том, что министр иностранных дел России Сергей Лавров и посол Украины в Москве Константин Грищенко обсуждали ситуацию с балкером по телефону, стало известно в понедельник. «Посольству России в Киншасе поручено координировать усилия с украинскими коллегами и поддерживать контакт с властями Демократической Республики Конго в целях правового урегулирования инцидента», — говорится в сообщении МИДа.
Осичанский считает, что «на 99,9% эта история «притянута за уши». В опубликованном сообщении Осичанский отметил, что ситуация с выбрасыванием «чужаков за борт» очень странная: «Даже если на борту судна обнаружили чужаков, они совершенно спокойно могли сообщить об этом властям Конго». «Там происходит грязная игра, причина которой – коммерческие разборки», — считает и редактор «Морского бюллетеня» Михаил Войтенко. «Зайцам» категорически запрещен сход на берег, даже, например, для того чтобы просто прогуляться по причалу, по суше, и отвечают за них – иногда под страхом уголовного преследования – именно моряки. Среди зайцев кого только не встречается. Ведь бегут из понятно каких стран. Встречаются и больные, и неуравновешенные. «Зайцы», особенно в африканских странах, стали сущим проклятием. Их отказываются принимать власти тех стран, куда судно заходит. В некоторых африканских странах отлов «зайцев» стал настоящим бизнесом, специальные агентства с помощью собак тщательно проверяют судно перед его отходом», — поясняет ситуацию с безбилетными пассажирами эксперт.
Юрист РПСМ Дмитрий Иванов пояснил, что в ситуации, когда экипаж нашел на борту безбилетных пассажиров, он должен оповестить об этом местные власти. Такое же мнение высказал и руководитель департамента уголовного права Эгон Русанов. «Капитан судна не идиот. Балкер находился в территориальных водах Конго, и у экипажа была масса возможностей связаться с Конго и решить эту проблему. Это сложная ситуация, здесь что-то не так, начиная от проблем с разгруженным рисом. Больше всего это похоже на провокацию», — считает эксперт.