В среду Следственный комитет при прокуратуре (СКП) снял арест с сухогруза Arctic Sea, в августе этого года освобожденного из пиратского плена. Как сообщает пресс-служба СКП, арест был снят «для скорейшего разрешения вопроса» о передаче судна Мальте, под чьим флагом ходил сухогруз. Ранее Басманный суд арестовал корабль, принадлежащий финской компании Solchart, чтобы у российских следователей появилось право его обыскать.
В начале сентября СКП заявил, что обыски на судне закончены, и теперь следователи возвращаются в Москву, чтобы продолжить допросы восьми предполагаемых захватчиков Arctic Sea в Лефортовском СИЗО. Особенно следователи подчеркивали, что ничего кроме груза пиломатериалов, который, согласно официальным данным, судно перевозило из Финляндии в Алжир, на его борту не было.
Правда мальтийскую сторону это не убедило.
Власти республики заявили, что готовы принять сухогруз в своем порту только при одном условии: российская сторона должна представить официальный документ, подтверждающий, что на борту Arctic Sea нет оружия и токсичных веществ, а перед заходом в порт мальтийских инспекторов пустят на сухогруз, чтобы подтвердить эту информацию.
По словам официального представителя посольства России на Мальте Андрея Филиппова, соответствующие бумаги мальтийские власти уже получили. «В начале дня российская сторона передала документы, уведомив мальтийскую, что судно не представляет опасности для окружающей среды и других кораблей в порту, а также не везет никаких опасных материалов, в том числе оружия», — сказал он «Газете.Ru». Чем вызвано такое желание мальтийских властей, Филиппов говорить отказался, однако, по словам источника «Газеты.Ru» в дипломатических кругах, «меры, предпринятые властями Мальты, вполне объяснимы после той противоречивой информации о грузе Arctic Sea, которая поступала все это время».
Действительно, практически с момента нападения на сухогруз в конце июля этого года вплоть до сегодняшнего дня наиболее популярной причиной похищения Arctic Sea был некий «запрещенный груз».
В частности некоторые эксперты полагали, что на судне перевозились наркотики, другие утверждали, что корабль был захвачен израильским Моссадом, узнавшим, что на нем Россия пыталась тайно переправить ракеты C-300 в Иран. Эти версии не потеряли своей популярности даже после того, как СКП обнародовал фоторепортаж о работе следственной группы на борту Arctic Sea, где не было видно ни брикетов кокаина, ни боеголовок. «Тем не менее мальтийская инспекция тщательно проверит все еще раз, прежде чем корабль войдет в территориальные воды республики», — добавил Филиппов.
Как ожидается, Arctic Sea войдет в территориальные воды республики Мальта уже в пятницу, а на следующей неделе судно будет передано владельцу – финской компании Solchart.
Однако до сих пор неопределенной остается дальнейшая судьба четырех членов экипажа Arctic Sea. Капитан Сергей Зарецкий, второй механик Дмитрий Кузнецов, старший механик Игорь Шумик и боцман Владимир Волов остались на сухогрузе, после того как российские военные моряки освободили его от захватчиков у берегов Кабо-Верде. 11 членов экипажа Arctic Sea были доставлены сначала в Москву для допросов, а потом их отправили в Архангельск, по домам. С момента своего освобождения четверо моряков провели в море уже около трех месяцев. Планировалось, что судно под конвоем российского сторожевого корабля отправится в Новороссийск, потом планы изменились, и сухогруз погнали в испанский порт Лас-Пальмас, но из-за разногласий судовладельца и российских военных, которые не могли решить, кто оплатит стоянку сухогруза, экипажу Arctic Sea и в этот раз не удалось попасть на сушу.
Как скоро моряки вернутся в Архангельск, неясно и сейчас. В российском посольстве на Мальте признались, что этот вопрос еще не обсуждался, «но дипломаты постараются решить его как можно скорее».
В архангельском филиале Solchart, отвечающем за подбор кадров, «Газете.Ru» сообщили, что дипломатов дожидаться не собираются и уже готовят для отправки на Мальту новый экипаж.
«У нас тут такая суматоха, — сказал директор «Solchart-Архангельск» Николай Карпенков, — в ближайшие часы отправляем новых моряков, и давать комментарии нам некогда».