Адвоката Игоря Трунова пытаются лишить полномочий в связи с оказанием юридической помощи пострадавшим от действий майора Дениса Евсюкова, открывшего стрельбу по людям в супермаркете «Остров». С такой инициативой выступил СКП, занимающийся расследованием дела. Следователи направили представление в Минюст, который и уведомил адвоката о том, что ему грозит лишение статуса или другое дисциплинарное взыскание.
Согласно тексту представления, которое оказалось в распоряжении «Газеты.Ru», у следователей две претензии к Трунову: его обвиняют в том, что он уговаривал одного из своих клиентов отказаться от дачи показаний, а другого — от судебной медицинской экспертизы.
В мае этого года Трунов не рекомендовал своему доверителю Илье Герасименко, которого Евсюков серьезно ранил, давать показания следователям сразу после челюстно-лицевой операции по установке импланта. Следователи получили справку о том, что Герасименко в состоянии с ними беседовать, но 19-летний потерпевший решил сначала посоветоваться с адвокатом. Тот по телефону посоветовал ему перенести допрос. «Что еще я мог ему посоветовать, когда он еще от наркоза не отошел и с трудом открывал рот после операции?» — объяснил свои действия «Газете.Ru» Трунов. Следователи же расценили этот совет как «оказание юридической помощи с нарушением законных интересов доверителя, что могло повлечь его привлечение к уголовной ответственности за отказ от дачи показаний».
Еще одна претензия следователей заключается в том, что Трунов «настойчиво советовал потерпевшей Салиховой отказаться от явки для проведения судебной медицинской экспертизы, производство которой необходимо по уголовному делу». Сам адвокат пояснил, что не отговаривал потерпевшую Луизу Салихову от экспертизы в принципе, а лишь советовал сначала принести медицинские документы в суд, где рассматривался ее гражданский иск. (Напомним, что Салихова и Герасименко требовали выплатить им компенсации, подав иск к Минфину и МВД. Им было отказано на том основании, что Евсюков расстрелял людей в «Острове» «как частное лицо», а не как сотрудник милиции). «Я рекомендовал потерпевшей Луизе Салиховой представить справки и другие медицинские документы сначала в Нагатинский суд, где рассматривался ее гражданский иск, а затем следователям. Эту мою рекомендацию следователи расценивают как затягивание расследования, которое могло помешать установлению истины по делу», — рассказал адвокат.
По мнению юриста, истинной причиной того, что СКП пытается лишить его статуса, стало предание им огласке материалов дела. Ранее Трунов несколько раз сообщал через СМИ о ходе расследования: в частности рассказал, что с пистолета, из которого стрелял Евсюков, были стерты отпечатки пальцев, а также говорил о результатах психиатрической экспертизы Евсюкова. «СКП пытается защищать честь мундира МВД, и, если меня из этого дела выдавят, вся информация об уголовном деле станет закрытой. И тогда от ответственности уйдут должностные лица, допустившие такой поворот событий — например те, кто отвечает за кадровые назначения в милиции», — говорит Трунов.
В Следственном комитете, в свою очередь, подчеркивают, что не требуют лишения Трунова адвокатских полномочий: избрать меру дисциплинарной ответственности для юриста должна будет адвокатская палата, где он состоит.
«В ходе расследования адвокат Игорь Трунов грубо нарушил положения уголовно-процессуального кодекса и федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре». Он пытался вмешаться в ход следствия, не имея на то законных оснований. Ордер на представление интересов потерпевших адвокат не предоставил», — заявили «Газете.Ru» в пресс-службе СКП.
Представление, подписанное следователем Главного следственного управления (ГСУ) СКП Минаевой направлено в Минюст, а оттуда его перешлют в Адвокатскую палату Московской области. «Адвокатская палата, приняв к рассмотрению жалобу следователей, даст Трунову время на написание объяснения, а затем будет принимать решение о взыскании. Как правило, решения принимаются в пользу адвокатов: палата отстаивает своих юристов, что не может не радовать. А лишение полномочий — это крайняя мера, она применяется только в тех случаях, когда адвокат нарушил Уголовный кодекс», — пояснил «Газете.Ru» председатель межрегиональной правозащитной ассоциации «Агора» Павел Чиков.
В секретариате Адвокатской палаты Московской области «Газете.Ru» сообщили, что представление в отношении Трунова к ним пока не поступало.
«Но вообще это часто происходит: каждую неделю по 2–3 представления — из судов, от следователей. В большинстве их находят необоснованными и прекращают дисциплинарное производство», — рассказали в адвокатской палате.
От начала производства до принятия решения проходит около двух месяцев. Сначала жалоба или представление обсуждает квалификационная комиссия, а решение принимает Совет палаты. В секретариате подтвердили, что решения о прекращении полномочий адвоката принимаются только в крайних случаях. К дисциплинарным взысканиям также относятся замечание и предупреждение адвокату.