Столичные власти собираются создать трехмерную цифровую модель города, включая рельеф, здания, а также подземные инженерные коммуникации и сооружения. Главная задача реализации принятой во вторник городским правительством целевой программы единого геоинформационного пространства Москвы — создание системы наблюдения за состоянием городских объектов и инженерных коммуникаций, а также возможности как можно быстрее определять пространственные координаты, в том числе подземные. На эти цели город планирует выделить почти 2,3 миллиарда рублей: в 2010 году – более 615 млн рублей, в 2011-м – 932 млн, в 2012-м – 746 млн. Кроме того, предполагается привлечь более 335 млн рублей из внебюджетных источников.
В соответствии с программой должно произойти обновление инженерно-геодезических карт. Пока в Москве используются не слишком точные карты, которые дают недопустимые погрешности для существующей в городе плотности застройки и коммуникаций. Начиная с 2010 года должно начаться изготовление инженерно-топографических планов в масштабе 1:500.
И уже к 2012 году планируется создание базовой системы навигационно-геодезического обеспечения города на основе системы ГЛОНАСС/GPS.
Сегодня в столице частично используется прототип навигационно-геодезической системы на основе спутниковых технологий ГЛОНАСС/GPS. Как сообщил на заседании управляющий ГУП «Мосгоргеотрест» Андрей Антипов, на данный момент в Москве работают пять референтных станций, которые относятся к данной системе. «До конца года мы запустим шестую станцию и покроем всю территорию Москвы высокоточным навигационным полем», — рассказал он. Это позволит производить точные геодезические измерения в Москве с погрешностью до 1 см, а навигационные измерения — с погрешностью до 1 метра.
За последние 4 года в Москве силами ГУП «Мосгеотрест» уже выполнен ряд работ по созданию трехмерных цифровых моделей отдельных участков городской территории, таких как трассы пешеходного туристического маршрута Нескучный сад – деловой центр «Москва-Сити», прилегающих территорий.
К пространственным данным будет обеспечен доступ эксплуатирующим подземные инженерные коммуникации городским организациям и оперативным городским службам. Вопрос о доступности пространственных данных для москвичей пока остается открытым.
Первоначально предусматривалось размещение информации об инженерно-геологическом обеспечении города на интернет-портале Единой государственной картографической основы Москвы. Сейчас доступ к сайту имеют только специализированные пользователи. Причины, по которым его следует открыть для горожан, ранее, при обсуждении концепции программы, озвучил руководитель ГУП «Мосводоканал» Станислав Храменков. По его словам, надо, чтобы население «не запугивали диггеры, а информировали власти». Чиновник признал, что из-за достаточно большого количества провалов и просадок грунта территорию Москвы необходимо постоянно проверять, но главное, похоже, все-таки диггеры. «Нужно отобрать у них это информационное поле и давать москвичам достоверную информацию о фактическом положении дел под землей», – заявил он.
В свою очередь, главный архитектор Москвы Александр Кузьмин заявил, что публикация подобной информации может быть небезопасна. «Я бы не хотел, чтобы мы от доброты душевной сделали пособие для начинающего террориста», – заявил он. С этим согласен и мэр Юрий Лужков. «Так как информация будет предоставляться в электронном виде, ею не должны воспользоваться в преступных целях», — заявил он.
Впрочем, цифровая модель магистральных подземных инженерных коммуникаций, как и единый банк данных инженерно-геологических изысканий на территории города, может быть полезен не только борцам с диггерами и начинающим террористам.
Внимание к этой теме значительно усилилось после взрыва газопровода на Озерной улице в ночь на 10 мая. Как заявил Лужков, всем городским службам следует срочно обзавестись картами подземных коммуникаций. По его мнению, именно из-за незнания точного расположения элементов газопровода городские службы потеряли много времени при ликвидации аварии. Кроме того, по его словам, пришлось «руководствоваться нарисованными схемами, которые требовали уточнения». Если бы координаты всех колодцев были точно известны, локализовать аварию можно было гораздо раньше.
По мнению руководства «Мосводоканала», данные о пространственном расположении коммуникаций нужны не только для их ремонта, но и для обеспечения безопасности при проведении любых строительных работ в Москве. «Просадка грунта, которая в последнее время у нас случается все чаще, происходит в основном рядом со строящимися объектами, — заявил Храменков. — Так как при строительстве у нас нет никакого плана защиты от повреждений подземных коммуникаций. Недавняя авария на Волоколамском шоссе еще раз это подтвердила».
Еще сложнее «Мосводоканалу» пришлось 25 сентября при ликвидации аварии водопровода, не выдержавшего смещения грунта у Большого театра. Правда, тогда первый заместитель мэра и глава московского стройкомплекса Владимир Ресин заявил, что эта авария не связана с работами по реконструкции театра. Тем не менее главный архитектор города согласен с тем, что строительные организации должны нести серьезную ответственность при возможном повреждении коммуникаций.
По его словам, такие меры особенно необходимы в условиях, когда в городе «тысячи заказчиков и тысячи приглашенных строителей».
Кроме того, по его мнению, никакие программы не смогут обеспечить полную безопасность до тех пор, пока власти не получат возможность повсеместного доступа для проведения геологических исследований. «У нас много разных территорий, много частных. Зачастую мы не можем на них пройти, чтобы установить, какие коммуникации городского значения там проложены», — объяснил Кузьмин.
Порассуждав еще немного о важности цифровой модели города, чиновники решили ускорить ее появление. «Нам надо сократить на год сроки выполнения мероприятий программы. Это возможно», — заявил Лужков. Правда, тут же выяснилось, что сроки уже начали срываться. Так, департамент земельных ресурсов должен был подготовить базу данных по размещению инженерных коммуникаций в подземном пространстве города в первом квартале 2009 года, но до сих пор этого не сделал.
Разгневанный градоначальник немедленно поручил аппарату правительства города подготовить документ о наложении взыскания на руководителя департамента Виктора Дамурчиева. Следующим, по логике вещей, должен получить взыскание Ресин, возглавляющий Координационный совет по реализации программы развития единого геоинформационного пространства города.
По мнению главы «Диггерспаса» Вадима Михайлова, выделяя огромные бюджетные средства, мэрия решает лишь единственную задачу – «прикрытия» подземного строительства.
Тогда как надо ставить задачу более широко и проводить мониторинг подземного пространства в целях предотвращения возможных геолого-техногенных катастроф.
«Закон о подземном пространстве мегаполисов России, который мы предлагали четыре года назад, немного бы поубавил пыл желающих в него внедряться, но так и не был принят, чиновникам прежде нельзя было даже заикаться о возможности геолого-техногенных катастроф, — рассказал Михайлов «Газете.Ru». – Мы в течение 10 лет предупреждали о каждой следующей катастрофе, и все они, к несчастью, происходили. Независимые эксперты много лет подряд говорили о необходимости создания модели подземного пространства и его мониторинге, предлагали свои карты. И если уж делать сейчас все как следует, то властям надо будет брать все эти карты и данные, признанные ими инакомыслием. А значит, и признать свою вину за все случившиеся в городе катастрофы. Но этого никогда не произойдет».