Высотка «Охта-центр», которую «Газпром» намерен построить в Санкт-Петербурге на месте впадения в Неву маленькой речки Охты, становится объектом все более пристального внимания со стороны самых разных организаций — от СМИ до ЮНЕСКО. При этом негативные высказывания явно преобладают. Видимо, для того чтобы переломить эту тенденцию, застройщик и организовал двухдневный пресс-тур, в ходе которого рассказал и показал журналистам детали своего проекта.
Перед этим заместитель гендиректора ОАО ОДЦ «Охта» по общественным связям Владимир Гронский изложил журналистам новую редакцию идеологии проекта. «Целый век прошел для археологического сознания Петербурга впустую, — заявил он. – В XX веке в нашем городе не было построено ничего заслуживающего внимания. И сейчас мы предлагаем новую доминанту XXI века. Мы строим новый Петербург, чтобы сохранить старый». Последняя фраза относилась к огромным налоговым отчислениям, которые получает бюджет от зарегистрированных в ней структур «Газпрома».
По словам Гронского, за последние три года это 65 млрд рублей.
Представители компании наконец-то смогли определенно ответить на вопросы, касающиеся проектной документации «Охта-центра», который до сих пор существует лишь в виде архитектурной концепции. По словам создателя этой концепции, архитектора Филиппа Никандрова, проект будет представлен в Главгосэкспертизу ориентировочно в ноябре. Получить его обратно компания рассчитывает к середине февраля 2010 года. При этом архитектор признал, что прохождение экспертизы не будет гладким: скорее всего, проект придется несколько раз корректировать. Однако застройщик не отказывается от своих планов завершить строительство комплекса к 2016 году. Примечательно, что еще в июне 2009 года генеральный директор ОАО ОДЦ «Охта» Николай Танаев (не так давно покинувший этот пост) со страниц петербургской прессы приглашал всех желающих на открытие общественно-делового центра в 2012 году.
«Мы надеемся сжать весь процесс согласования и строительства в несколько лет», — подчеркнул Никандров. Но тут же заметил, что строительство такого грандиозного сооружения не может быть быстрым.
«Страшный, чернеющий остов будет долго виден на горизонте Петербурга», — признался архитектор.
Вдобавок он еще раз изложил аргументы в пользу того, почему «Охта-центр» не может соответствовать высотному регламенту Санкт-Петербурга. «Мы убеждены, что высотный регламент создан для рядовой застройки, — сказал Никандров. – А наш проект уникален. В 100 метров нельзя вписать даже доминанту районного значения».
Кульминацией пресс-тура стало посещение будущей стройплощадки, где сейчас полным ходом идут работы по укреплению берега и испытанию грунтов. Последние вызвали наибольший интерес у журналистов, так как один из главных вопросов, занимающих общественность, – как застройщик собирается возвести 400-метровое здание на зыбкой приневской почве.
«Условия не идеальные для строительства, но гораздо лучше, чем, скажем, в Куала-Лумпуре, где небоскребы вполне строят, — рассказал начальник отдела сопровождения инженерных изысканий ОАО ОДЦ «Охта» Сергей Граменицкий. – На некоторой глубине здесь залегают твердые глины, как в Лондоне». Именно на эти глины и планируется опереть небоскреб с помощью баретт – мощных свай длиной до 100–105 метров. В Санкт-Петербурге такая технология еще не использовалась. По словам Граменицкого, всего в процессе изысканий были пробурены 245 скважин и взяты несколько тысяч проб грунта.
Показали журналистам и то самое место, где экскаватор задел ковшом ров Ниеншанца – эта история накануне наделала немало шума в блогосфере.
Повреждения действительно оказались незначительными: ни о каком сносе полутораметровых валов древней крепости при помощи бульдозеров, как писали встревоженные блогеры, и речи нет. Рабочий не смог на глаз определить границы рва, который находится в зафиксированном, то есть в закрытом полиэтиленом и засыпанном землей, состоянии (на поверхности эти границы никак не маркированы). Убирая грунт, предназначенный для вывоза, он неосторожно двинул ковшом экскаватора и разрушил небольшой участок верха стенки рва. Руководитель Санкт-Петербургской археологической экспедиции Сорокин подтвердил «Газете.Ru», что это была явная случайность и археологический объект «пострадал незначительно».
Тем не менее именно вопрос о том, что же делать с выявленными на территории предполагаемого строительства археологическими памятниками, остается главным камнем преткновения. По словам Сорокина, в последнее время отношения компании и археологов сильно осложнились. «У нас закончился ряд договоров на проведение археологических изысканий, и были большие проблемы с их продлением, — рассказал он «Газете.Ru». – Нам настойчиво предлагали перейти в режим наблюдения, но мы на это пойти не можем, так как пока обследовано не больше 70% территории».
Представители ОАО ОДЦ «Охта» неоднократно заявляли, что в их планы входит создание археологического музея. Однако, как выяснилось, под этим словосочетанием они понимают отнюдь не то же самое, что археологи. «Мы считаем, что нужно вытащить из земли все, что осталось, и поместить в музей, зафиксировав специальным средствами», — считает Никандров. Но кроме отдельных артефактов археологи нашли неплохо сохранившиеся конструкции крепостей — Ландскрона (XIII в.) и Ниеншанц (XVI в.) – три деревянных и один каменный объект, имеющие немалую историческую ценность.
«Археологический музей в нашем понимании – это показ сохранившихся конструкций, — поясняет Сорокин. – Это нужно сохранить в грунте либо применять какие-то способы музеефикации. Но ведь не делается ничего! За прошедшие несколько лет можно было бы заняться сохранением выявленных объектов, и уже сейчас они были бы готовы к экспонированию. Вообще идея археологического музея воспринимается застройщиком совершенно неверно и используется только для пиара».
Также археолог подчеркнул, что закончить все археологические работы к апрелю, как требует того застройщик, «совершенно нереально». «Подобные объекты на такой огромной площади копают десятилетиями, — считает археолог. – Любое ускорение может привести к утрате археологических памятников».