В четверг британский журнал The Times Higher Education опубликовал ежегодный рейтинг лучших вузов мира. Издание совместно с международным рейтинговым агентством Quacquarelli Symonds (QS), публикует топ-200 лучших университетов мира с 2004 года, и эти рейтинги считаются наиболее авторитетными.
В 2009 году, как и в предыдущем, первое место досталось Гарвардскому университету. Йельский и Кембриджский университет совершили рокировку: Йельский в 2008 году занимал второе место, а Кембридж — третье, но в свежеопубликованном списке они поменялись местами.
Официальный представитель Оксфордского университета, поднявшегося с 5-го на 4-е место, в интервью The Times признался, что был «удивлен отведенному месту, поскольку в рейтинге британских вузов Оксфорд всегда занимал первое место».
Первые 16 мест рейтинга между собой поделили исключительно вузы США и Великобритании. При этом американским досталось 12 позиций, а британским — всего 4.
Авторы рейтинга отмечают, что в этом году существенно улучшили свои позиции азиатские вузы.
Так, Токийский университет поднялся на три позиции выше, заняв 19-е место, а Гонконгскому досталось 24-е место против прошлогоднего 26-го. Самый большой скачок из них совершил Корейский институт науки и технологии, поднявшийся с 95-го на 69-е место. По мнению исследователей, в 2010 году у университетов стран Азии есть все шансы подняться выше, наступая на американские вузы, которые, по их мнению, «держатся уже не столь уверенно».
Российские вузы в первую сотню снова не попали, но в рейтинге все равно поднялись:
Московский государственный университет (МГУ) поднялся с 183-го на 155-е место, а СПбГУ занял 168-е против 224-й позиции в 2008 году.
В прошлом году в России впервые был составлен рейтинг лучших учебных заведений мира, и МГУ занял в нем 5-е место. В первую тройку тогда вошли Массачусетский технический институт, Калифорнийский технический институт и Токийский университет. Четвертое место досталось Колумбийскому университету. Гарварду, лидирующему в рейтинге QS, было отведено шестое место. Столь радикальные отличия в оценках российские составители объяснили разницей в методологии: если британцы оценивают показатели за год, то их исследование охватывает период с 2001-го по 2008 год.
В российском рейтинге учитывались такие показатели, как учебная деятельность (количество преподавателей на одного студента), научная деятельность (открытия, количество полученных вузом патентов), ресурс (учитывался только консолидированный бюджет вуза на 2007 год), «глобальное участие» (доступность информации о вузе, наличие веб-сайта) и международная деятельность (ссылки на научные работы профессоров вузов в иностранных изданиях, количество иностранных студентов, взаимодействие с иностранными организациями). Нововведение в составлении рейтинга исследователи позволили себе в подсчете научных премий. Учитывалась не только премия Нобеля за последние 9 лет, но и впервые премия Декарта и медаль Ломоносова. Российские вузы показали самые слабые результаты в области международной и научной деятельности и в области финансирования. Однако авторы рейтинга признавались, что в нем существует немало погрешностей, к примеру, из-за того, что российские вузы не регистрируют свои патенты и открытия в международной базе данных. Кроме того, не получилось у составителей собрать полную информацию об украинских вузах – по их словам, плодотворному сотрудничеству мешали сложившиеся на тот момент «политические отношения между Россией и Украиной».