Во вторник столичное правительство обсудило промежуточные итоги реализуемой в городе трехгодичной (2008–2010 гг.) программы обеспечения квартирами очередников и жителей отселяемых домов. Как сообщил руководитель департамента жилищной политики и жилищного фонда Петр Сапрыкин, за полтора года действия программы для выполнения городских жилищных программ было направлено почти 3 млн кв. метров жилых площадей и улучшили свои жилищные условия более 55 тыс. московских семей. Из них 24 тыс. были переселены из пятиэтажек и аварийных домов. А очередь на жилье уменьшилась до 140 тыс. семей. При этом на каждую семью, получившую квартиру бесплатно, приходится две, купившие жилье по возмездной схеме (по социальной ипотеке, с рассрочкой платежей или за счет субсидий).
До сих пор департаменту удавалось выдерживать плановые показатели программы. Но уже в следующем году, признаются чиновники, ситуация резко ухудшится.
Прежде всего будут урезаны программы переселения из ветхого жилья. Так, намеченное на 2010 год завершение расселения хрущевок — пятиэтажек первого этапа индустриального домостроения — растянется до 2012 года. А так называемые несносимые серии простоят как минимум до 2014 года.
Кроме того, замедлится очередь. Хотя и сегодня бесплатные квартиры получают те, кто дожидался их 20 лет — с 1989 года. А возмездными жилищными программами могут воспользоваться московские семьи, ставшие на очередь до 2001 года. По оценке первого замруководителя департамента жилищной политики Николая Федосеева, количество семей очередников, которые получат новые квартиры в 2010 году, может составить не более 7 тыс. В то время как в текущем году по всем программам жилищные условия улучшат до 15 тыс. стоящих в очереди семей. Из них по программе «Молодой семье – доступное жилье» квартиры получат 3 тыс. семей, а по социальной ипотеке — 4 тыс. семей.
«Пока мы получаем то жилье, которое было заложено раньше, но уже со следующего года мы столкнемся с большим дефицитом площадей,
— объяснил Федосеев. – Если до кризиса планировалось направлять на городские программы ежегодно 2,5 млн кв. метров жилья, то в 2010 году – только 1 млн». Что до нового строительства муниципального жилья, то и оно в следующем году сокращается в два раза. И хотя ни от одной своей жилищной программы город не отказывается, распределять по ним квадратные метры в департаменте будут по факту их получения.
В связи с кризисом в мэрии определили «защищенные» категории нуждающихся в жилье горожан. Так, в следующем году, несмотря на общее сокращение площадей для городских нужд, не планируется уменьшать объемы предоставления жилья для участников Великой Отечественной войны, выпускников детских домов, а также жителей аварийных домов. Что до очередников, то надежда на получение жилья остается у горожан, имеющих право на внеочередное получение отдельной квартиры в связи с болезнями, определенными в федеральном законодательстве.
Впрочем, кризис может дать толчок для поиска новых путей решения жилищных проблем москвичей.
Основные проблемы для социального жилья в Москве всегда создавала борьба за землю, и даже самые лучшие программы его приобретения не могли увеличить количество участков под строительство. Но теперь, когда застройщики массово замораживают работы на стройплощадках, городские власти вновь заговорили о возможности привлечения очередников в объединения типа советских ЖСК. Департамент жилищной политики предлагает в порядке эксперимента построить один такой дом по госзаказу, но без затрат бюджетных средств. Предполагается, что ЖСК получит от города готовую проектную документацию, а выбранный по конкурсу подрядчик построит дом по себестоимости.
Правда, до сих пор городские власти не рассматривали возможность возврата к механизмам советских ЖСК, возмущаясь тем, что развивать подобные формы строительства не позволяет федеральное законодательство, требующее выставлять все земельные участки на аукцион. Однако, как оказалось, это не так: городу всего лишь необходимо принять пакет собственных подзаконных актов. «Мы просим до конца года разработать подобный ЖСК механизм привлечения средств граждан с городскими гарантиями их использования», — заявил на заседании московского правительства Сапрыкин.
То же самое касается и частно-государственного партнерства при инвестировании в строительство, которое до сих пор «не позволялось» Москве федеральным законодательством, но успешно развивалось в других регионах.
Теперь городские власти намерены объединить усилия частных инвесторов и горбюджета и, не претендуя на контрольную долю, стимулировать привлечение средств в отрасль. «Формы могут быть самыми разными. Их тоже в ближайшее время должны разработать в виде подзаконных актов, — рассказал журналистам Федосеев. – Например, если инвестор не может получить кредит в банке, город может предложить очередникам принять участие в его строительстве с использованием своих средств или жилищных субсидий. Но при этом прибыль инвестора будет ограничена разумными пределами, например ценой квадратного метра, которую город использует для расчета субсидий (на сегодняшний день – 93,5 тыс. рублей)».
Чиновники не сомневаются, что в ситуации кризиса им не придется бегать за застройщиками и принимать их условия — инвесторы сами придут со своими предложениями. Сейчас они могут даже выбирать. Так, на том же заседании правительства первый заммэра Владимир Ресин заявил, что Москва может отказаться от услуг застройщиков, которые затягивают сроки ввода жилья, выкупленного городом. «Нам надо подтянуть строителей в том смысле, чтобы они вовремя предоставляли для заселения квартиры, которые мы выкупили. И надо предупредить протокольно некоторые компании, если будут затягивать с жильем: не будем у них просто его приобретать», — сказал Ресин.