Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Освободили от одних – захватили другие»

Жены четырех членов экипажа Arctic Sea просят отпустить их мужей с сухогруза

Четверо моряков, оставшихся на борту Arctic Sea, уже два месяца не могут вернуться домой из-за юридических неурядиц. Владелец сухогруза утверждает, что тому виной российские военные, находящиеся на борту корабля. Силовики, в свою очередь, говорят, что судно сможет войти в испанский порт Лас-Пальмас только после того, как владелец Arctic Sea уладит все финансовые вопросы с владельцем груза.

В пятницу вечером жены четверых из 15 моряков, оставшихся на борту сухогруза Arctic Sea, написали открытое письмо с просьбой вернуть мужей домой в Архангельск. Оно адресовано Международному профсоюзу моряков, Красному Кресту, а также правительствам России, Испании, в чей порт не пускают судно, Мальты, под чьим флагом оно ходило, и Финляндии, где находится компания-судовладелец Solchart Management.

Капитан Сергей Зарецкий, второй механик Дмитрий Кузнецов, старший механик Игорь Шумик и боцман Владимир Волов остались на сухогрузе после того, как российские военные моряки около двух месяцев назад освободили его от захватчиков у берегов Кабо-Верде. 11 членов экипажа Arctic Sea были доставлены сначала в Москву для допросов, а потом их отправили в Архангельск по домам. Изначально планировалось, что судно под конвоем сторожевого корабля ВМФ России «Ладный» поведут в порт Новороссийска для обысков, но вскоре планы российских следователей изменились, и они решили обыскать его у испанского порта Лас-Пальмас. Около полутора недель назад следователи вернулись в Москву, а сухогруз до сих пор не пускают в порт, чтобы передать его владельцу.

В своем письме жены четверых моряков пишут, что не могут понять, почему их мужей держат на сухогрузе так долго. «Следственная группа работала на судне, по нашим сведениям, 10 дней. Результат – запрещенного груза на нем нет, только пиломатериалы. Моряки ни в чем не обвиняются, они находятся в статусе потерпевших», — негодуют женщины. Они, ссылаясь на конвенцию ООН по морскому праву от 1982 года, напоминают, что сейчас моряки могут покинуть судно в любой момент. «Непонятно, почему почти два месяца наши моряки – гражданские лица – должны поддерживать жизнедеятельность судна и находящиеся на нем дрова бесплатно?» — пишут они.

Кроме того, как заметила в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru» жена старшего механика Виктория Шумик, зарплату сейчас не получают и члены запасного экипажа, более полутора месяцев назад собранного архангельским филиалом Solchart Management.

«Я думаю, что эти люди скоро разбегутся. Они тупо сидят и ждут, когда их отправят на судно, но в порт его не пускают. Вот только почему наших мужей не отпускают с судна, мне неясно. Это какой-то беспредел и террор. Причем многие из тех 11 человек, кто вернулся, приехали без паспортов. Говорят, что отняли следователи. Что это такое вообще?» — возмущается Шумик.

По ее словам, пока на сухогрузе находились следователи, морякам четырежды удавалось связаться с женами по единственному оставшемуся у них мобильному телефону. Правда, разговоры были короткие – по 1–1,5 минуты. Тем не менее из коротких бесед с мужьями женщины узнали, что запасы воды на судне практически кончились, а их здоровье ухудшается с каждым днем. «Они только побывали в плену, у них стресс, у некоторых сильные головные боли, боли в спине. Кроме того, военные моряки, которые находятся на борту, их отвратительно кормят. Да они не мылись все эти два месяца! Освободили от одних – захватили другие», — возмущается супруга старшего механика.

С 18 сентября связь с моряками пропала – их единственный мобильный телефон находится вне зоны доступа сети.

По словам владельца сухогруза Виктора Матвеева, проблема с судном могла бы разрешиться, если бы с его борта ушли российские военные моряки. «Пока там неполный экипаж и российские военные, судно юридически считается военным, а не коммерческим. У администрации порта просто нет полномочий пускать в порт такой корабль», — объяснил он «Газете.Ru». Кроме того, сказал он, накануне ему стало известно, что военные зачем-то погнали судно к северу от порта Лас-Пальмас. «Не знаю, зачем. Знаю только, что у меня пароход отобрали», — резюмировал Матвеев.

Впрочем, источники «Газеты.Ru» в силовых структурах, курирующие проблему Arctic Sea, утверждают, что Матвеев «уже давно сам мог бы решить вопрос, если бы хотел». «Судно юридически не военное. Российские моряки там только для того, чтобы помогать гражданским. Задержка с заходом в порт связана только с нежеланием судовладельца и владельца груза решить вопросы о финансовых затратах – кто будет платить за стоянку и так далее», — сказал источник. Он также добавил, что военные моряки могут скоро покинуть борт Arctic Sea.

Главред интернет-издания «Морской бюллетень» Михаил Войтенко, которому после публикаций об Arctic Sea стали поступать угрозы, из-за чего ему пришлось уехать из России в Таиланд, говорит, что «в данном случае дело не в копеечных портовых сборах». «Не за них бьется судовладелец, – сказал он «Газете.Ru». — Матвеев требует возместить все убытки, в том числе и претензии грузовладельцев, и упущенный из-за российских военных фрахт».

По словам Войтенко, Матвеев сейчас находится в безвыходном положении: если сейчас он примет судно, то автоматически повесит на себя все расходы, и иски, которые могут заявить владельцы так и не доставленного в Алжир груза пиломатериалов, будут адресованы ему.

Он уверен, что небольшой финской компании Solchart Management, чей флот составляют 6 однотипных сухогрузов, расплатиться будет просто не по силам. «Пока Arctic Sea у российских военных, Solchart не только не несет расходы по судну, но и может успешно отбиться от любого иска. Таким, какой он есть сейчас, без возмещения убытков, сухогруз для его владельца – тяжелый финансовый удар. Говорят, что он потом сможет откуда-нибудь вытащить компенсацию, но это не так. Разве что если судно так и останется у России», — говорит Войтенко. Пока единственным возможным решением сложившейся проблемы ему видится только передача российскими властями сухогруза его владельцу – иначе история с Arctic Sea затянется очень надолго.

Новости и материалы
Страны АТЭС обсуждают борьбу с санкциями
В МИД оценили взаимодействие с Евросоюзом после высылки российских дипломатов
Найдены самые дешевые квартиры в Москве
Израиль нанес авиаудары по южному пригороду Бейрута
Более 2 млн человек оказали помощь в гуманитарном штабе в Ростове-на-Дону
Адвокат Трампа может стать заместителем генпрокурора США
Стало известно, в каких городах России больше всего любят хорроры
Саммит по сирийскому урегулированию в 2025 году пройдет в России
В одиночку отбивавший атаки ВСУ разведчик рассказал, как предлагал противнику сдаться
Генерал-майор МЧС останется под стражей до декабря
Стало известно о приостановке операций по счетам одной из компаний Блиновского
Гадания на картах Таро могут подорожать из-за нового законопроекта
Каждый шестой россиянин сталкивался с пропажей детей в своем окружении
Посол Бердыев рассказал об отсутствии интереса стран АТЭС к украинскому конфликту
Российские войска полностью зачистили село Новоселидовка в ДНР
Мэр Харькова сообщил о взрывах в черте города
Стало известно, какую часть дохода «съедает» платеж по ипотеке
Частое использование фена грозит раздражением и перхотью
Все новости