В пятницу Тушинский суд Москвы начнет повторное рассмотрение по существу дела «Арбат Престижа». На скамье подсудимых – экс-глава парфюмерной компании Владимир Некрасов и бизнесмен Сергей Шнайдер (Семен Могилевич), которым инкриминируют ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов или сборов с организаций). Согласно обвинительному заключению и материалам дела, общая сумма, которую они недоплатили в казну, составляет 49 млн 511 тыс. рублей. На этот раз процесс объявлен открытым.
Вернуть уголовное дело против Некрасова и Шнайдера следователям суд постановил в начале июня. Пресс-секретарь Мосгорсуда Анна Усачева тогда заявила, что судья Тушинского суда Иванова усмотрела в деле «противоречия, препятствующие рассмотрению дела судом».
Как стало известно позже, в обвинительном заключении были перепутаны даты и номера фиктивных договоров, с помощью которых Некрасов и Шнайдер якобы уходили от налогов.
Дело вернули следователям, чтобы затем те утвердили подкорректированное обвинение в Генпрокуратуре. Исправить формулировку и снова направить дело в суд сотрудники Следственного комитета при прокуратуре должны были до 26 июля.
Некрасов и Шнайдер были арестованы в начале прошлого года и провели под арестом полтора года. Во время первого процесса защита добивалась их освобождения под залог, предлагая внести за каждого обвиняемого по 60 млн рублей. Но суд отклонял ходатайство адвокатов. В итоге в конце июля 2009 года бизнесменов под подписку о невыезде отпустили сами следователи. А уже 7 сентября в Тушинском райсуде прошло предварительное заседание, на которое Некрасов и Шнайдер пришли сами; в первый раз за время возбуждения уголовного дела они смотрели на судью не из-за прутьев клетки.
На первом заседании суд не изменил обвиняемым меру пресечения, постановив, что на весь период судебного процесса они могут остаться на свободе под подпиской о невыезде.
Защитник Некрасова Александр Аснис рассказал тогда, что представители прокуратуры также поддержали ходатайство адвокатов о сохранении действующей меры пресечения.
Напомним, что официальные обвинения бизнесменам были предъявлены 30 января 2008 года. Как считает следствие, с января 2005 года по декабрь 2006-го подконтрольное Некрасову ООО «Арбат энд Ко», контролирующее сеть парфюмерных магазинов, производило платежи за якобы поставляемую продукцию в адрес фирм-однодневок (ООО «Магнолия», ООО «Алкион» и ООО «Оригинал»), после чего документы подавались на возврат НДС; – таким образом удавалось уйти от уплаты налогов. Об этих фирмах-однодневках и их связи с «Арбат Престижем», как утверждают правоохранительные органы, они узнали во время обыска в одной из консалтинговых фирм. А в офисе «Арбат Престижа» оперативники нашли печати этих организаций.
Что касается Сергея Шнайдера, то консультант компании «Эвергейт» официально к «Арбат Престижу» не имеет никакого отношения. Его адвокаты неоднократно заявляли, что все 100% акций находились на момент ареста подзащитного только во владении Некрасова. Следователи не опровергали этого факта, но утверждали, что именно Шнайдер разработал систему уклонения от налогов и «подбил» на нее Некрасова. В официальном обвинительном заключении он значится как «пособник». По данным следствия, в квартире Шнайдера был обнаружен акт налоговой проверки сети.
Незаконные денежные махинации фигуранты дела якобы обсуждали в телефонных разговорах. Запись этих диалогов, говорят следователи, велась с 2007 года, и она тоже приложена к материалам дела.
По некоторым данным, следствие узнало также, что Шнайдер являлся теневым владельцем «Арбат Престижа». Но официального подтверждения этой информации у следствия нет. Сторона защиты утверждает, что экспертиза телефонных переговоров проведена «с многочисленными нарушениями закона». На предварительном слушании адвокаты подсудимых потребовали исключить ее, а также судебно-экономическую экспертизу как недопустимые доказательства. Судья сказал, что ходатайства заявлены слишком рано, и, как рассказала Аснис, защита снова представит их на одном из заседаний по существу.
Напомним, что 63-летнего Шнайдера уже два раза судили на территории СССР. Кроме того, еще в 1990-е он был объявлен в розыск в США и Великобритании. Правоохранительные органы этих стран подозревают его в мошенничестве и отмывании денег «русской мафии».
Ни Могилевич, ни Некрасов свою вину не признают.