Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Берег отбивается от сухогруза

Испания не дает разрешения Arctic Sea зайти в свой порт

Сухогруз Arctic Sea никак не может войти в порт Лас-Пальмас. Испанские власти отказываются пускать его в свой порт, поскольку неясно, кто будет платить за стоянку. Мальта, под чьим флагом ходил сухогруз, отказалась ее оплачивать, а финский владелец корабля заявил о своем банкротстве. Когда оставшиеся на борту российские моряки и следователи смогут вернуться домой, теперь неясно.

Вокруг сухогруза Arctic Sea, освобожденного российскими военными у берегов Кабо-Верде, начались юридические проблемы. В четверг Мальта, под чьим флагом ходил сухогруз, отправила России официальную ноту о том, что не намерена отправлять своих представителей для участия в передаче корабля в испанском порту Лас-Пальмас. Об этом говорится в официальном сообщении Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ, чьи сотрудники закончили следственные действия на сухогрузе в минувшую среду и теперь планируют вылететь в Москву. «Решение властей Мальты ставит в трудное положение команду сухогруза и следователей, находящихся на борту. На корабле заканчиваются продукты жизнеобеспечения, в том числе топливо и питьевая вода», — говорится в заявлении СКП.

Следователи и четверо членов экипажа, оставшихся на судне, чтобы доставить его к побережью испанского острова Гран-Канария, не смогут войти в местный порт до тех пор, пока три стороны (Россия, Мальта и Испания), участвующие в переговорах, не придут к единому решению. В Москве, рассказали «Газете.Ru» в консульстве РФ на Мальте, сейчас находится официальный представитель мальтийского правительства, с которым продолжают вести переговоры российские дипломаты.

Пока же власти Испании отказываются давать разрешение на заход судна в свой порт, так как пока не выяснилось, кто будет платить за его стоянку и ремонт. По данным источника «Газеты.Ru», участвующего в переговорах, кораблю требуется восстановление средств связи и системы AIS – якобы пираты, напавшие на сухогруз 24 июля в территориальных водах Швеции, тем же вечером сломали их.

Однако пока выходит, что платить за починку сухогруза некому: Мальта готова лишь проинформировать о ситуации, сложившейся вокруг него, финского судовладельца — фирму Solchart Management, но та накануне объявила себя банкротом.

При этом глава компании Виктор Матвеев обвинил в своих проблемах российскую сторону и следователей. Сам он для комментариев последние несколько дней недоступен, а на сайте Solchart Management размещен официальный релиз с позицией компании. «Для дальнейшей эксплуатации судна необходимо изыскать денежные средства как для приведения его в рабочее состояние и снабжение его всем необходимым, так и для возможности рассчитаться с кредиторами», — говорится в сообщении.

По словам Матвеева, с 1 сентября его представители обсуждали вопрос передачи им сухогруза с российскими следователями и получили от них обещание, что сотрудник Solchart Management, вылетевший в Лас-Пальмас, обязательно будет допущен на борт Arctic Sea. Следователи также попросили финского судовладельца организовать вылет запасного экипажа из Архангельска, чтобы он взял управление Arctic Sea на себя. «На следующий день после прилета в Лас-Пальмас руководитель следственной группы неожиданно заявил нашему представителю, что к посещению судна он не допускается, так как «кто вы такой, мы не знаем» и следователи прекратили все контакты с ним. Вследствие такого развития событий компания-судовладелец стала банкротом», — сообщил Матвеев.

Что теперь будет с Solchart Management и шестью сухогрузами, которыми владела компания, пока неясно. В крюинговой компании Solchart-Архангельск, которая занималась наймом моряков для финского компаньона, говорят, что на их работе это не скажется, «поскольку это две разных компании». «Запасной экипаж, кстати, до сих пор ждет, когда можно будет вылететь в Испанию, но мы уже перестали что-либо понимать», — сказал «Газете.Ru» глава Solchart-Архангельск Николай Карпенков.

Странное поведение российских властей в ситуации, сложившейся вокруг Arctic Sea, все еще является основным поводом для многочисленных предположений, что на самом деле перевозил сухогруз. Западные СМИ пока сосредоточились на версии о тайных поставках российских ракет C-300 в Иран, груз которых якобы перехватили агенты израильского Моссада и сейчас просто позволили России сохранить лицо. В России же начали говорить о том, что похищение сухогруза мог организовать сам судовладелец, чтобы получить страховку. «Мы уверены, что те восемь задержанных, что сейчас сидят в СИЗО Лефортово – это не все. Явно на берегу остались еще несколько членов банды. Нитки, возможно, ведут и в несколько государств, а захват мог быть организован для выплаты страховки. Стоит порыться не только в тех документах, что были на сухогрузе, но и в страховочных», — сказал «Газете.Ru» источник, знакомый с ходом расследования похищения корабля.

Правда, главный редактор интернет-издания «Морской бюллетень» Михаил Войтенко, первым сообщивший о пропаже сухогруза и недавно покинувший Россию из-за угроз в свой адрес, говорит, что судовладельцу это было бы невыгодно.

По его мнению, против версии о найме бандитов Solchart наиболее красноречиво говорят действия российских властей, которые отправили на поиски корабля, ходившего под флагом Мальты и принадлежащего финской компании, три военных корабля, а после этого надолго изолировавшие экипаж Arctic Sea от журналистов. «Ну и коли я все это дело первый вскрыл, – говорит Войтенко – и сорвал «злобные замыслы судовладельца», может, меня надо наградить или хотя бы дать почетную грамоту?». По словам журналиста, если бы 2 сентября ему позвонили «обычные уголовники, а не люди сверху, которые пообещали завести уголовное дело», если Войтенко не перестанет писать об Arctic Sea, он бы уезжать из России не стал.

Новости и материалы
Овечкин сломал ногу
Белый дом отвергает обвинения в том, что Байден скрывался от журналистов на G20
Депутаты Рады сообщили об отмене заседания из-за угрозы удара по зданию парламента
В МАГАТЭ приняли решение по резолюции с критикой Ирана
Больше половины компаний следят за психологическим состоянием сотрудников
В Тульской области зазвучала тревога
На Западе прокомментировали поданный пуском «Орешника» сигнал
Путин назвал возможные цели для «Орешника» на Западе
В Британии объяснили разрешение бить ракетами Storm Shadow вглубь России
В Турции назвали заявление Путина об «Орешнике» предупреждением Западу
В Германии рассказали о «громкой пощечине» Шольцу и Бербок
Правительство поддержало поблажку насчет срока действия ЕГЭ для контрактников
Подавляющее число россиян хотят видеть воркаут-площадки возле дома
Кадыров предрек намеки на переговоры от Запада после применения Россией ракеты «Орешник»
Симоньян призвала подождать, кто пойдет на попятную после заявления Путина
В Белом доме не стали комментировать причины повреждения кабелей в Балтийском море
Экс-посол РФ призвал США и Британию остановить действия по эскалации на Украине
Россияне рассказали, как встретят Новый год за городом
Все новости