В среду сухогруз Arctic Sea, захваченный в июле в водах Швеции и освобожденный в августе у берегов Кабо-Верде, прибыл в порт Мальты. (Судно ходило под флагом этого государства). Как уже писала «Газета.Ru», на борту сухогруза, который шел в Лас-Пальмас под конвоем российского сторожевого корабля «Ладный», находились российские следователи. Они взошли на борт судна вскоре после того, как оно было освобождено от восьми его предполагаемых захватчиков. По словам официальных представителей Следственного комитета при прокуратуре (СКП), уже в четверг следственная группа вернется в Москву. По возвращении они передадут данные, полученные во время обыска корабля и допроса 4 из 15 членов экипажа (они остались управлять судном, остальные 11 вернулись домой в Архангельск, ранее проведя ночь в московском СИЗО вместе со своими бывшими захватчиками). По словам следователей, в ходе обыска судна, которое, по официальной версии, везло древесину, они выяснили, что настоящий груз не соответствовал заявленному в документах. Впрочем версии о том, что на борту сухогруза находились ракеты для Ирана или крупная партия наркотиков, следователи не подтвердили.
По словам сотрудников СКП, на самом деле сухогруз перевозил пиломатериалы из сосны вместо заявленного в документах более ценного красного дерева (однако не исключено, что произошла путаница: одно из торговых названий «сосны обыкновенной» в английском переводе — redwood, — «Газета.Ru»).
В ответ на заявления СКП судовладелец Solchat Management сказал, что возвращать сухогруз сейчас не имеет смысла – из-за истории с его похищением компания обанкротилась.
Глава компании Виктор Матвеев обнародовал официальное заявление, что из-за несогласованных действий российских следователей у Solchat Management начались серьезные финансовые проблемы.
«Для дальнейшей эксплуатации судна необходимо изыскать денежные средства как для приведения судна в рабочее состояние и снабжения его всем необходимым, так и для возможности рассчитаться с кредиторами», — — сообщил Матвеев.
По словам Матвеева, в период с 1 сентября представители Solchart неоднократно общались с сотрудниками СКП, обсуждая детали предстоящей совместной работы. Следователи тогда ответили, что передадут судно владельцу в ближайшие дни, и Матвеев поставил в известность Мальтийскую морскую администрацию. «5 сентября встреча состоялась, и наш представитель вылетел со следственным комитетом в Лас-Пальмас. В этот же день вечером они благополучно долетели, поселились в одной гостинице, обсудили план совместных действий по организации доставки группы следователей и нашего представителя на борт судна», — рассказывает Матвеев. На следующий день после прилета в Лас-Пальмас представитель судовладельца сообщил о том, что руководитель следственной группы неожиданно заявил ему, что к посещению судна он не допускается, так как «кто он такой, они не знают», и после этого прекратили все контакты с ним. Одновременно СКП прекратил контакты и с Матвеевым. «Вследствие такого развития событий компания-судовладелец стала банкротом», — резюмирует Матвеев.
Правда банкротство – не единственная проблема, которая может появиться у Матвеева. В среду адвокаты восьми предполагаемых захватчиков Arctic Sea заявили, что будут ходатайствовать о привлечении его в качестве свидетеля.
«Нам очень интересно, почему этот человек продолжает утверждать, что ему позвонили моряки и сказали, что судно захвачено. Думаю, он сыграл не последнюю роль в истории с Arctic Sea, потому что уж наши подзащитные отношения к захвату не имеют», — сказал «Газете.Ru» адвокат Дмитрий Пронин, представляющий интересы одного из обвиняемых в пиратстве и похищении 15 моряков — Виталия Лепина. Позиция защитников предполагаемых пиратов остается неизменной: их клиенты не признают своей вины и утверждают, что взошли на борт сухогруза с просьбами о помощи, а не с автоматами в руках, как считает следствие.
По словам Пронина, незадолго до своей встречи с экипажем Arctic Sea, которая произошла в водах Швеции в Балтийском море 24 июля, обвиняемые в захвате сухогруза вышли на резиновой лодке из эстонского порта Пярну, чтобы протестировать навигационное оборудование. «Эти люди, как и говорилось ранее, работали в экологической компании. Они вышли в море, чтобы протестировать оборудование и потренироваться, но, как говорят теперь, оказались не в том месте и не в то время», — сказал «Газете.Ru» адвокат другого обвиняемого, Дмитрия Савинса, Омар Ахмедов.
Второй адвокат Савинса, Эгон Русанофс, также утверждает, что его подзащитный не имеет отношения к пиратству, а просто работает в экологической компании. Правда, никто из адвокатов сообщить ее названия не смог. «Савинс – гражданин Эстонии. В стране сейчас плохо с работой и деньгами. До последнего времени мой клиент, будучи моряком со стажем, занимался тем, что считал булочки в пекарне своей жены. У него не было работы, и тут подвернулась эта вакансия. Какое пиратство, если у него жена и ребенок?» — сказал «Газете.Ru» Русанофс.
Адвокаты обвиняемых также склоняются к версии о том, что их клиентов подставили: по словам Пронина, незадолго до того, как восемь «экологов» взошли на борт Arctic Sea, на судно проникли около 20 людей в камуфляже, вооруженные автоматами. По словам Пронина, именно о них писали мировые СМИ, когда рассказывали, как 24 июля сухогруз атаковали восемь человек в жилетах с надписью Police. «Тогда говорилось, что это были сотрудники наркоконтроля и что их было восемь человек, но их было гораздо больше. Судя по всему, следователи либо что-то перепутали, либо так было подстроено, — сказал Пронин – В любом случае, во всей этой истории еще очень много белых, а то и черных пятен».