В минувший четверг на северо-востоке Москвы был застрелен Расул Халилов, который является одним из семи подсудимых по делу о нападении на скинхедов в столичном метро. Об этом «Газете.Ru» рассказали в ГУВД Москвы. Халилову и другим подсудимым инкриминируются ст. 213 (хулиганство) и ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью) УК РФ. В СМИ группу из семи выходцев с Кавказа назвали «Черными ястребами» по аналогии с легендарной партией «Черные пантеры», которая в 1960–1970 годах боролась за права чернокожего населения в США. Правда, кавказская версия организации просуществовала всего несколько месяцев. По данным следствия, в мае 2008 года группа совершила нападение в метро на двух студентов – 19-летнего Федора Маркова и 16-летнего Павла Новицкого. С криками «Аллах акбар!» и «Режь русских!» они избили двух молодых людей, которые, по их мнению, состояли в неонацистской группировке. В итоге Марков был госпитализирован с тяжелыми травмами. Второй потерпевший также обращался за помощью к врачам. Одного из нападавших, Дильгама Гусейнова, удалось задержать прямо на месте преступления. На остальных участников группировки (сами они участие в каких-либо организациях отрицают) следователи вышли через Гусейнова, а собрать дополнительные доказательства им удалось в интернете: нападавшие снимали избиения на видео и выкладывали на сайтах социальных сетей.
По данным следствия, убитый 18-летний студент Московского института экономики и культуры Халилов и был оператором «Черных ястребов».
В четверг около 12.00 он, как обычно, собирался отправиться в Дорогомиловский суд на очередное судебное заседание по его делу. Халилова и еще четверых подсудимых следователи отпустили под подписку о невыезде и, как теперь считают участники процесса, поторопились, поскольку достойную защиту им обеспечить не смогли. По словам источника «Газеты.Ru» в московских правоохранительных органах, когда Халилов выходил из подъезда своего дома № 40 на Алтуфьевском шоссе, сзади к нему подбежал неизвестный в маске и, пять раз выстрелив из неустановленного пистолета ему в спину, скрылся. Задержать преступника по горячим следам не удалось, а Халилов от полученных ран скончался на месте до приезда врачей. По факту было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 105 (убийство) УК РФ.
Обнародовать какую-либо версию следователи пока не спешат, но участники процесса и эксперты считают, что это убийство по национальному признаку.
«На суд над «Черными ястребами» постоянно приходит группа поддержки в лице представителей неонацистских группировок. Им неприятно знать, что появилась какая-то реальная сила, способная дать им отпор. Дожидаться окончания суда они не хотят, потому что пожизненно этих ребят все равно не посадят, а они хотят максимально жестокого наказания. Нужно было либо всех «ястребов» арестовывать для их же безопасности, либо лучше охранять, ведь дело очень щекотливое», — сказал на условиях анонимности «Газете.Ru» один из участников судебного процесса.
Источник «Газеты.Ru» в антифашистских кругах уточняет: к убийству, скорее всего, причастен неонацист-одиночка, не состоящий ни в какой организации. «Недавно арестовывали нациста, который шел с бомбой на Поклонную гору, до этого тоже был ряд взрывов. Фашисты сейчас реально активизируются, они переходят к террору», — сказал он. По мнению источника, активность неонацистов объясняется тем, что в последнее время давление на них со стороны правоохранительных органов усилилось. «Им не дают открыто выступать, арестовывают, недавно закрыли организацию «Северное братство» (организация запрещена в России). Да и на допросах они друг друга сдают, и осознавать им это обидно. Поэтому вполне реально, что кому-то захотелось показать, что неонацисты себя еще покажут», — считает собеседник «Газеты.Ru».
Впрочем, эксперт центра «Сова», занимающегося проблемами экстремизма в России, Семен Чарный считает, что торопиться с выводами не стоит, хотя версия о причастности к убийству скинхедов самая очевидная. «Да, версия о причастности скинхедов напрашивается, да и сами они такому убийству бы порадовались и, наверное, очень хотят, чтобы это был кто-то из их сторонников, но тут может быть и бытовой подтекст. Неизвестно, чем парень занимался помимо этого», — сказал он «Газете.Ru».