В Москве подготовлен законопроект о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции. В среду документ был представлен городскому парламенту. Как сообщила председатель комиссии Мосгордумы по здравоохранению и охране общественного здоровья Людмила Стебенкова, законопроект устанавливает меры социальной поддержки ВИЧ-инфицированных и членов их семей, а также медиков, подвергающихся риску заражения смертельной инфекцией при исполнении своих служебных обязанностей, и позволяет на постоянной основе заниматься информированием школьников и студентов о путях передачи ВИЧ-инфекции и способах избежать заражения.
Но главное – этот документ сможет блокировать на территории столицы распространение программы «снижения вреда», представляющие собой бесплатную раздачу шприцев и презервативов.
В законопроекте четко прописано, какими должны быть профилактические программы, а какие в Москву допускаться не будут. Например, распространяемая информационная продукция за счет бюджетных средств не должна «демонстрировать примеры асоциального образа жизни и рискованного сексуального поведения». Стебенкова напомнила, что распространение ВИЧ-инфекции сегодня вышло за пределы групп риска. И если раньше основным путем передачи ВИЧ-инфекции являлся внутривенный прием наркотиков, то сегодня в более чем 50% случаев инфекция передается половым путем. При этом в Москве темпы роста распространения ВИЧ-инфекции ежегодно снижаются на 6%.
Городские власти объясняют это правильным выбором модели профилактики. Отказавшись от широко распространенного в мире принципа «снижения вреда», в Москве активно продвигают другую программу – «ответственного поведения».
И будущий закон однозначно запрещает организациям, занимающимся профилактикой ВИЧ-инфекции на территории Москвы за средства городского бюджета, реализовывать иные программы. «Внедряемые во многих странах мира программы «снижения вреда» не доказали свою эффективность, — заявила Стебенкова. — В тех российских регионах, где они реализовывались, например в Санкт-Петербурге, сегодня уровень распространенности ВИЧ-инфекции в 2–3 раза превышает общероссийский и темпы ежегодного роста составляют до 10%. В США, на родине программ «снижения вреда», уже признали свою ошибку, и сейчас там принципиально иной подход».
Поэтому в учебные заведения альтернативные профилактические программы не будут допускаться ни в каком виде.
«Эти программы преследуют исключительно коммерческие интересы, они объясняют школьникам: можете иметь столько сексуальных партнеров, сколько хотите, главное – не забывайте пользоваться презервативами, — рассказала Стебенова. – Не уточняя при этом, что безопасного секса нет. Мы же исходим из того, что основная защита от СПИДа – верность одному партнеру. Поэтому получающие бюджетные деньги некоммерческие организации должны четко соблюдать установленные нами принципы. Это наш бюджет, и мы его используем так, как считаем нужным». В качестве аналогии Стебенкова напомнила депутатам, что 4 года назад она предложила законодательную норму, запрещающую закупку по госзаказу продуктов, содержащих ГМО (генетически модифицированные организмы), — никто против этого тогда не возражал.
Против монополии на профилактику распространения СПИДа никто из депутатов тоже возражать не стал – кто платит, тот и заказывает музыку. Но неожиданно бурную дискуссию вызвали юридические формулировки документа.
«Что конкретно означает термин «асоциальный образ жизни» или «рискованное сексуальное поведение»? – поинтересовался председатель комиссии по законодательству Александр Семенников. – И какой должна быть длина юбки у женщины, чтобы ее не заподозрили в чем-либо подобном?». Кроме того, по мнению депутата, в России, где женщин репродуктивного возраста вдвое больше, чем мужчин, те, кто избегает «рискованного сексуального поведения», рискует остаться без потомства.
«Откуда такая статистика? — удивилась Стебенкова. – По данным переписи, женщин больше не вдвое, а на 3%». И пояснила: рискованное поведение — это не длина юбки, а количество партнеров. «Тогда давайте так конкретно и пропишем, — не унимался Семенников.— В тексте закона должны быть юридически точные дефиниции. Надо знать, что такое асоциальное поведение, что входит в этот термин. И заодно разберемся с разводами. Что более асоциально: хранить верность моногамной семье, когда ее уже фактически нет, или все-таки развестись». «Государство не вторгается в личную жизнь граждан, – терпеливо объясняла Стебенкова. – Но оно должно их верно информировать. Предупрежден – значит, защищен».
Не понравилась депутатам и «содержащая фантазийные элементы» статья о профилактике ВИЧ-инфекции в учебных заведениях.
В частности, пассаж о том, что «содержание образовательных программ должно быть направлено на формирование почтительного отношения к российской культуре, религии, обычаям, традициям и жизненному укладу россиян», а также «возрождению духовно-нравственных традиций семейных отношений».
«Закон должен быть юридически чистым и не содержать фантазийных элементов, — заявил Михаил Москвин-Тарханов. — Среди известных русских писателей нет ни одного настолько моногамного, чтобы он мог отвечать требованиям Людмилы Васильевны, на чьем тогда примере воспитывать школьников? Второй сказочный элемент касается традиционных ценностей и того, что у нас все было замечательно, пока не пришли злые масоны и немецкие шпионы. Это не так, и не надо вытаскивать слюнявые книжки, написанные к 300-летию дома Романовых. О падении нравственности перед революцией писали Короленко и Горький, русские деревни были повально заражены сифилисом. А про безнравственность попов ходили анекдоты».
В заключение исторического экскурса депутат привел такой факт: православная традиция запрещает супружеские отношения во время Великого поста, и, значит, через 9 месяцев после поста должна была бы снижаться рождаемость, но этого никогда не происходило, «ни на 1%». «Надо говорить о мировых ценностях. Моногамная семья – опора цивилизации», — резюмировал он.
С последним заявлением не согласился Семенников. «Если брать ислам, то для него моногамная семья — нонсенс, — заявил он. – И в нем есть институт временных жен – на время отъезда или болезни основных».
«Среди представителей исламской культуры инфицируемость ВИЧ самая низкая в мире, несмотря на многобрачие, — заступилась за мусульман присутствовавшая на заседании представитель профильной комиссии Госдумы Лариса Шойгу. – Я была на межконфессиональном конгрессе по проблемам ВИЧ. Этой проблемой озабочены все без исключения». Что до биографий русских писателей, заметила Шойгу, то совсем не обязательно включать их в школьную программу как пример для подражания. Достаточно изучения их творчества, отражающего нравственные ценности.
«Всем членам фракции надо предохраняться, — сделал вывод единоросс Антон Палеев. — Так как каждому веку сопутствуют свои заболевания. Когда-то сифилисом заразился Ленин». После чего депутаты проголосовали за принятие законопроекта в первом чтении.
Появятся ли в нем ко второму чтению определения «рискованного сексуального поведения» и рекомендации единороссам предохраняться, будет ясно через месяц – столько времени отведено на поправки.
Между тем эксперты признают факт того, что в Москве темпы роста распространения ВИЧ-инфекции ниже, чем в других регионах. «Действительно, в Москве по разным и не вполне понятным причинам ситуация относительно Санкт-Петербурга или Калининграда достаточно благополучна, – заявил «Газете.Ru» вице-президент Общества специалистов доказательной медицины Василий Власов. – Но это не является заслугой профилактической программы правительства Москвы».
По его словам, то, «что правительство Москвы хочет выбирать, с кем ему сотрудничать, – это его право», но сам по себе презерватив – одно из самых эффективных средств защиты от вируса. Проблема в людях, которые их не используют или используют неправильно: ведь «сколько ни раздавали бесплатно презервативов в Африке, население так и не стало их использовать». Заступился за презервативы и секретарь Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Алексей Старченко. «С тем же успехом можно говорить о том, зачем хирургу надевать резиновые перчатки перед операцией, – заявил он «Газете.Ru». – Если человек склонен к частым сменам партнера, он должен пользоваться презервативом».