В пятницу Басманный суд Москвы санкционировал арест восьми предполагаемых захватчиков сухогруза Arctic Sea. Российский сторожевой корабль «Ладный» задержал их у берегов Кабо-Верде неделю назад, и министр обороны России Анатолий Сердюков тогда рапортовал, что 15 моряков сухогруза, пропавшего в Бискайском заливе 30 июля, освобождены. Накануне 11 членов экипажа судна (четверо, по официальным данным, остались на корабле, чтобы отогнать его в Новороссийск) и восемь их бывших захватчиков были доставлены в московское СИЗО «Лефортово» для допросов. По результатам бесед с восемью предполагаемыми пиратами – Дмитрием Бартеньевым, Алексеем Булевым, Дмитрисом Савинсом, Евгением Мироновым, Игорем Борисовым, Андреем Луневым, Виталием Лепиным и Алексеем Андрюшкиным – следователи возбудили уголовное дело по ч. 3 ст. 126 (похищение человека) и ч. 3 ст. 227 (пиратство) УК РФ. По данным следствия, именно они 24 июля захватили у шведского острова Оланд сухогруз, шедший из Финляндии в Алжир с грузом древесины стоимостью $2 млн. Точные мотивы захвата еще не установлены, но уже сейчас следствие опасается, что, выйдя из СИЗО, фигуранты уголовного дела могут скрыться.
Поэтому уже ровно в 10.00 пятницы восемь предполагаемых пиратов сидели в конвойном помещении Басманного суда, ожидая, когда начнется рассмотрение ходатайства следствия об их аресте.
Ждать задержанным пришлось до позднего вечера: материалы уголовного дела поступили в канцелярию только около 18.00. Такую длительную задержку приехавшие в суд прокуроры во главе с Зелимханом Кастуевым объяснили неразберихой с документами подозреваемых: двое из них являются гражданами России — это Бартеньев и Лунев, двое, Миронов и Борисов, имеют гражданство Эстонии, Лепин является гражданином Латвии. Гражданства Савинса, Булева и Андрюшкина следователям выяснить так и не удалось.
Около 18.30 прокурор Кастуев наконец уладил с секретариатом суда процедуру рассмотрения ходатайств об аресте: решать судьбу предполагаемых пиратов предстояло четырем судьям в режиме нон-стоп. Когда последние процессуальные вопросы были улажены, в коридорах Басманного суда началось движение: под вспышки фотокамер шаркающих берцами без шнурков подозреваемых, одетых в одинаковые синие робы, одного за другим вводили из конвойного помещения в залы суда, куда за ними забегали их адвокаты и прокуроры.
Заседания по вопросу об аресте подозреваемых не отличались друг от друга практически ничем.
На каждом из них прокурор Кастуев зачитывал один и тот же текст: «Учитывая тяжесть совершенного подозреваемым преступления, а также то, что, оказавшись на свободе, он может скрыться от следствия, прошу избрать ему меру пресечения в виде заключения под стражу». Также следствие, по словам прокурора, опасалось, что вне стен СИЗО предполагаемые пираты будут оказывать давление на свидетелей – членов экипажа Arctic Sea, которые временно размещены в тщательно охраняемых московских казармах ФСБ.
Позиция адвокатов тоже была едина: те, кого следствие называет пиратами, говорила защита, на самом деле являются экологами, и на борт Arctic Sea они поднялись с просьбой о помощи, а не с автоматами.
«Ваша честь, — обратился к судье Оксане Курносовой адвокат Бартеньева Константин Барановский, – доказательств совершения преступления у следователей нет, а мой подзащитный числится подозреваемым, и, как мне кажется, смысла в его аресте нет». По мнению адвоката, следствие вообще не имело права арестовывать подозреваемых: согласно российскому законодательству, мера пресечения избирается спустя три дня после задержания, а с его момента прошла неделя. «Почему-то следователи отсчитывают время задержания с момента составления протокола допроса, который был составлен в четверг, хотя задерживали моего подзащитного еще в прошлую пятницу в Кабо-Верде. По документам выходит, что он телепортировался оттуда в московское СИЗО», — говорил Барановский.
По мнению самих подозреваемых в пиратстве и похищениях, заседания в Басманном и любом другом российском суде вообще не должно было быть: инцидент произошел в водах Швеции и на территории Мальты, под чьим флагом ходил сухогруз, поэтому решать вопросы об их аресте имеют право только суды этих стран.
«Да и преступления не было, — встал со скамьи подсудимых Бартеньев. — Мы с моими коллегами-экологами шли на своей шлюпке вдоль берега, как вдруг у нас кончился бензин, за которым мы обратились к первому же кораблю, который увидели, и им оказался Arctic Sea». По его словам, у российских моряков бензина не оказалось, но они пообещали помочь найти его по пути их следования. Правда, почему поиски топлива для моторной шлюпки в итоге привели экологов и моряков к Кабо-Верде вместо Алжира, куда изначально шел сухогруз, Бартеньев, как и другие подозреваемые, пояснить не смог.
Доводы предполагаемых пиратов впечатления на судей не производили, и они один за другим выносили решения об аресте. Судебный конвейер работал в Басманном суде до 22.30, пока не остановился на счете 8:0 в пользу следователей.