В среду исполняющий обязанности начальника вооружения военно-воздушных сил России генерал-майор Олег Бармин сообщил, что эксперты определились с предварительной причиной катастрофы двух истребителей Су-27 16 августа. После столкновения двух самолетов, репетировавших фигуры высшего пилотажа к МАКС-2009, одна из машин упала на дачный поселок Сосны, где были уничтожены четыре дома, а вторая — в поле недалеко от деревни Тяжино. Пилот одного из Су-27 — командир отряда «Русские витязи» Игорь Ткаченко — погиб, двое летчиков успешно катапультировались. На земле пострадали шесть человек.
Представитель ВВС назвал случившееся «трагическим стечением различных обстоятельств». «Авиационная техника сработала штатно», — подчеркнул генерал.
По словам Бармина, который выступил перед журналистами во второй день открывшегося накануне МАКС-2009», самолеты были исправны и техническое оборудование сработало в штатном порядке. «Черные ящики» с двух самолетов обнаружены. Они в нормальном состоянии. С ними работают эксперты. Они установили причину катастрофы. Их окончательные выводы будут объявлены позже. Как и в ряде других происшествий, к катастрофе минувшего воскресенья привело трагическое стечение различных обстоятельств», — сказал и. о. начальника вооружения ВВС.
«Черные ящики» обоих Су-27 нашли через несколько часов после столкновения и отправили в Научно-исследовательский институт Минобороны в подмосковных Люберцах. Эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», считают, что предварительные выводы комиссии и окончательное объяснение причин трагедии могут во многом совпасть. «Трагедию удобнее представить как стечение обстоятельств, чем разбираться в истинных причинах, которые могут включать в себя и проблемы подготовки летчиков, и их психологического состояния, и состояния машин», — предположил один из специалистов на условиях анонимности.
Другой собеседник «Газеты.Ru», летчик-испытатель, заслуженный летчик России Александр Акименков считает, что наиболее вероятной причиной катастрофы является все же ошибка одного из пилотов.
«Я сам летал «кочегаром» на Су-27 — то есть шел за ведущей машиной. Это один из самых сложных видов пилотирования. Возможно, когда они шли по кривой, а потом ведущий, Ткаченко, перешел на пологую траекторию, ведомый вышел верхней частью из турбулентности, а мощность двигателя еще была повышена, и он не успел избежать столкновения», — предположил Акименков. Он напомнил, что в момент выполнения фигуры высшего пилотажа — «тюльпана» — машины шли на расстоянии считанных метров друг от друга «и все решали доли секунды».
При этом летчик-испытатель не разделяет позиции своих коллег, считающих, что катастрофа могла произойти из-за системных ошибок при разработке программы полета. «Это Кубинка — там все отработано до мелочей. (Пилотажная группа ВВС России «Русские витязи» базируется в подмосковной Кубинке. — «Газета.Ru»). Ошибки в методике исключены. Тем более речь идет о Ткаченко: несмотря на сложный пилотаж, он всегда был очень аккуратен», — говорит Акименков.
Заслуженный летчик рассказал, что сложнейшие фигуры высшего пилотажа, которые выполняют отряды типа «Витязей» и «Стрижей», не выполняются по единожды отработанной схеме. Самый сложный комплекс элементов выполняется «в самую простую погоду» — когда ясно и штиль. «Из-за сложных метеоусловий, когда, например, прижимают тучи, программу урезают, корректируют», — пояснил Акименков, но напомнил, что в минувшее в воскресенье в небе над Жуковским было практически безоблачно.
Еще один возможный фактор, который участники расследования катастрофы упомянули лишь в первый день, а затем забыли, — попадание в турбину Су-27 птицы. Именно из-за этого в самолете Ткаченко мог воспламениться двигатель, полагают эксперты.
«Правый двигатель выбросил горящее топливо, это могло произойти как раз из-за птицы. И если даже это не стало причиной аварии самолета (двигатель Су-27 прекрасно «проглатывает» посторонние предметы), скорость могла резко упасть, а сзади шел ведомый», — объяснил летчик-испытатель Акименков.
По некоторым данным, информация с бортовых самописцев обоих Су-27 уже расшифрована, и официальные причины катастрофы над Жуковским будут обнародованы уже в ближайшее время. По факту авиакатастрофы возбудили уголовное дело по ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта). Выжившие летчики — штурман Игорь Куриленко, находившийся в одной кабине с Ткаченко, и пилот ведомого самолета Виталий Мельник — уже дали показания следователям, их содержание пока не раскрывается.