Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Трагическое стечение птицы с турбулентностью

ВВС России называют катастрофу Су-27 «трагическим стечением обстоятельств»

Столкновение двух Су-27 произошло в небе над Жуковским по «трагическому стечению обстоятельств», говорят представители ВВС России. Эксперты полагают, что второй пилот не успел сбросить скорость и наскочил на ведущий Су-27, за штурвалом которого сидел командир «Русских витязей» Игорь Ткаченко. По другой версии, скорость упала как раз у самолета Ткаченко — из-за попавшей в двигатель птицы.

В среду исполняющий обязанности начальника вооружения военно-воздушных сил России генерал-майор Олег Бармин сообщил, что эксперты определились с предварительной причиной катастрофы двух истребителей Су-27 16 августа. После столкновения двух самолетов, репетировавших фигуры высшего пилотажа к МАКС-2009, одна из машин упала на дачный поселок Сосны, где были уничтожены четыре дома, а вторая — в поле недалеко от деревни Тяжино. Пилот одного из Су-27 — командир отряда «Русские витязи» Игорь Ткаченко — погиб, двое летчиков успешно катапультировались. На земле пострадали шесть человек.

Представитель ВВС назвал случившееся «трагическим стечением различных обстоятельств». «Авиационная техника сработала штатно», — подчеркнул генерал.

По словам Бармина, который выступил перед журналистами во второй день открывшегося накануне МАКС-2009», самолеты были исправны и техническое оборудование сработало в штатном порядке. «Черные ящики» с двух самолетов обнаружены. Они в нормальном состоянии. С ними работают эксперты. Они установили причину катастрофы. Их окончательные выводы будут объявлены позже. Как и в ряде других происшествий, к катастрофе минувшего воскресенья привело трагическое стечение различных обстоятельств», — сказал и. о. начальника вооружения ВВС.

«Черные ящики» обоих Су-27 нашли через несколько часов после столкновения и отправили в Научно-исследовательский институт Минобороны в подмосковных Люберцах. Эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», считают, что предварительные выводы комиссии и окончательное объяснение причин трагедии могут во многом совпасть. «Трагедию удобнее представить как стечение обстоятельств, чем разбираться в истинных причинах, которые могут включать в себя и проблемы подготовки летчиков, и их психологического состояния, и состояния машин», — предположил один из специалистов на условиях анонимности.

Другой собеседник «Газеты.Ru», летчик-испытатель, заслуженный летчик России Александр Акименков считает, что наиболее вероятной причиной катастрофы является все же ошибка одного из пилотов.

«Я сам летал «кочегаром» на Су-27 — то есть шел за ведущей машиной. Это один из самых сложных видов пилотирования. Возможно, когда они шли по кривой, а потом ведущий, Ткаченко, перешел на пологую траекторию, ведомый вышел верхней частью из турбулентности, а мощность двигателя еще была повышена, и он не успел избежать столкновения», — предположил Акименков. Он напомнил, что в момент выполнения фигуры высшего пилотажа — «тюльпана» — машины шли на расстоянии считанных метров друг от друга «и все решали доли секунды».

При этом летчик-испытатель не разделяет позиции своих коллег, считающих, что катастрофа могла произойти из-за системных ошибок при разработке программы полета. «Это Кубинка — там все отработано до мелочей. (Пилотажная группа ВВС России «Русские витязи» базируется в подмосковной Кубинке. — «Газета.Ru»). Ошибки в методике исключены. Тем более речь идет о Ткаченко: несмотря на сложный пилотаж, он всегда был очень аккуратен», — говорит Акименков.

Заслуженный летчик рассказал, что сложнейшие фигуры высшего пилотажа, которые выполняют отряды типа «Витязей» и «Стрижей», не выполняются по единожды отработанной схеме. Самый сложный комплекс элементов выполняется «в самую простую погоду» — когда ясно и штиль. «Из-за сложных метеоусловий, когда, например, прижимают тучи, программу урезают, корректируют», — пояснил Акименков, но напомнил, что в минувшее в воскресенье в небе над Жуковским было практически безоблачно.

Еще один возможный фактор, который участники расследования катастрофы упомянули лишь в первый день, а затем забыли, — попадание в турбину Су-27 птицы. Именно из-за этого в самолете Ткаченко мог воспламениться двигатель, полагают эксперты.

«Правый двигатель выбросил горящее топливо, это могло произойти как раз из-за птицы. И если даже это не стало причиной аварии самолета (двигатель Су-27 прекрасно «проглатывает» посторонние предметы), скорость могла резко упасть, а сзади шел ведомый», — объяснил летчик-испытатель Акименков.

По некоторым данным, информация с бортовых самописцев обоих Су-27 уже расшифрована, и официальные причины катастрофы над Жуковским будут обнародованы уже в ближайшее время. По факту авиакатастрофы возбудили уголовное дело по ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта). Выжившие летчики — штурман Игорь Куриленко, находившийся в одной кабине с Ткаченко, и пилот ведомого самолета Виталий Мельник — уже дали показания следователям, их содержание пока не раскрывается.

Новости и материалы
В коре Марса нашли признаки грунтовых вод и редких видов магмы
На Сахалине произошел пожар на складе
В Госдуме предупредили о штрафах за запуск фейерверков и салютов
Температура на большей части России до конца года будет выше нормы
Ученые научились активировать лекарства в мозге пациента ультразвуком
Эксперты предупредили об опасности употребления псилоцибиновых грибов
Сторонники Асада устроили засаду и убили полицейских в Сирии
Опубликован список казахстанцев, погибших при крушении самолета
Ученые назвали истинные причины начала упадка Византийской империи
Цены на лекарства от сахарного диабета в 2024 году в России выросли на треть
Беспилотники ВСУ атаковали Грайворонский округ Белгородской области
Экс-игрок «Локомотива» поддержал вратаря команды Лантратова
Apple объяснила блокировку приложений VPN и СМИ для россиян
Найден новый способ борьбы с самым агрессивным видом рака груди
В Кремниевой долине заявили, что из-за России в США может грянуть дефолт
Эксперт объяснила, какую угрозу для здоровья могут нести придверные коврики
Названо главное преимущество «Зенита» над другими командами РПЛ
Дефицит кадров в России к 2030 году увеличится до 2 млн человек
Все новости