Во вторник коллегия присяжных по делу об убийстве бывшего советника спикера Совета федерации Леонида Барона вынесла вердикт. Заседатели удалились в совещательную комнату около 14.00 и уже через пять часов ответили на все вопросы, сформулированные для них судом. Все это время решения в конвойной комнате Мосгорсуда ожидали подсудимые — 20-летний Иван Новиков и 22-летний Дмитрий Медведев.
Присяжные решили, что оба студента виновны в умышленном убийстве и разбое. Снисхождения Новиков и Медведев не заслужили.
Согласно обвинительному заключению прокуратуры, студенты совершили преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 105 (умышленное убийство) УК РФ и ст.162 УК РФ (разбой). Новикову предъявлены обвинения еще одной статье — ч. 1 ст. 222 УК РФ (незаконный оборот оружия).
Генерального директора Института социально-экономического и инвестиционного проектирования Барона нашли застреленным в его квартире на Осеннем бульваре 5 февраля 2009 года. Подозреваемых задержали на следующий день: молодые люди оставили в квартире отпечатки пальцев, а на выходе из подъезда попали в объектив камеры наружного наблюдения. В ходе следствия Медведев и Новиков во всем признались.
По данным гособвинения, Новиков незадолго до убийства устроился к Барону помощником и выполнял для него различные поручения за деньги — привозил документы, ходил в магазин. Студент стал часто бывать в хорошо обставленной квартире доктора экономических наук и вскоре решил ограбить своего работодателя. За несколько недель до убийства Барон рассказал студенту, что ищет покупателя для своей машины Audi A6. 4 февраля к Барону пришел Новиков со своим другом Медведевым и сказал, что нашел клиента. Детали предстоящей сделки советник спикера пригласил обсудить на кухне за выпивкой. Как указано в обвинительном заключении, в разгар беседы Новиков выхватил пистолет и три раза выстрелил в доктора экономических наук. Тот упал на пол, а молодые люди принялись рыться в вещах убитого. Их добычей стали документы на автомобиль Барона и две тысячи евро.
Студенты признались в преступлениях на допросах, но на первом же заседании суда 10 августа этого года оба заявили, что следователи выбивали из них показания. Новиков в суде не отрицал, что стрелял в Барона, но сказал, что преступление не планировалось и грабить жертву они не собирались. Медведев же настаивал, что был только свидетелем убийства, квартиру не грабил, а вина его состоит в том, что он не заявил о преступлении в милицию.
«Решение присяжных неожиданное, такое впечатление, что им просто не хотелось допоздна сидеть в суде и они решили судьбу моего подзащитного на скорую руку», — прокомментировал вердикт адвокат Медведева Владимир Кирсанов.
Юрист пояснил «Газете.Ru», что голоса заседателей разделились по вопросу о виновности Новикова, а в отношении Медведева их решение было единодушным. «То есть получается, что они сомневались, виновен ли человек, организовавший убийство и нажавший на курок, но уверены в виновности его друга, который просто стоял рядом», — возмущен Кирсанов. Он отметил, что в ходе судебного следствия, которое продолжалось всего неделю (дело состоит всего из двух томов), адвокатам не удалось продемонстрировать перед присяжными справку об избиении после допросов — такие данные, согласно УПК, нельзя доводить до коллегии.
«Теперь надежда только на судью — он юрист и должен понимать разницу между убийцей и свидетелем преступления», — сказал защитник Медведева после вынесения вердикта.
В среду в Мосгорсуде стороны обсудят последствия решения присяжных, и прокуратура запросит наказание для студентов. Максимальный срок за убийство организованной группой — пожизненное заключение.