Пираты, 24 июля захватившие сухогруз Arctic Sea, потребовали за него выкуп. По данным Associated France Press, в минувшую субботу они связались с судовладельцем Виктором Матвеевым из финской компании Sochart Management и сообщили, что вернуть экипаж из 15 россиян и судно, груженое лесом на сумму $1,8 млн, он сможет, только заплатив крупную сумму. Эту информацию агентству подтвердили и в финской полиции, однако назвать точную сумму выкупа отказались.
По данным газеты Financial Times Deutchland, пираты потребовали за сухогруз не менее $1,5 млн.
Сам Матвеев в понедельник утром для комментариев был недоступен.
Между тем неизвестным остается и местонахождение судна. Ранее сообщалось, что его нашли береговые службы Капо-Верде, однако эта информация пока не подтвердилась. В субботу автоматическая идентификационная система (AIS) Arctic Sea неожиданно заработала, и корабль, переставший передавать сигналы 29 июля, появился на виртуальных картах в районе Бискайского залива, где и исчез. Однако спустя несколько часов полиция Франции, у чьих берегов было якобы обнаружено судно, заявила, что эта информация не подтверждается. «В таком случае это еще страшнее: они тогда вообще без электроники», — считает главный редактор интернет-издания «Морской бюллетень-Совфрахт» Михаил Войтенко. По его словам, такой сигнал может означать две вещи: пираты либо перепрограммировали AIS Arctic Sea, либо переставили его на другое судно.
Ранее сообщалось, что 24 июля, спустя два дня после того как судно вышло из финского порта Якобстад, чтобы 4 августа прибыть в алжирский порт Беджайя, у шведского острова Оланд на судно напали восемь вооруженных людей в масках, которые отключили всю электронику на корабле. На следующий день моряки Arctic Sea связались с судовладельцем Матвеевым и сказали, что у них все в порядке. То же самое они сообщили и береговой охране Бельгии, сотрудники которой сразу связались с моряками, узнав об инциденте. Последним, кто связывался с экипажем, был офицер береговой охраны Великобритании, но 28 июля он, как и его бельгийский коллега, услышал от моряков то же самое. А 30 июля сухогруз пропал в западной части Бискайского залива.
С учетом субботней информации не исключено, что корабль подавал ложные сигналы и после этого.
Российская сторона, отправившая на поиски Arctic Sea несколько военных кораблей и две атомные подлодки, последние несколько дней старается воздерживаться от комментариев. Постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин в беседах с российскими и зарубежными журналистами утверждал, что «ситуация вокруг судна разворачивается драматически». В интервью РИА «Новости» он сказал, что Россия обладает «исчерпывающей информацией о корабле», но отказался сообщать подробности поисков судна, якобы чтобы не навредить его экипажу.
Скрытность российских властей дала очередной повод для версий о некоем таинственном грузе на борту Arctic Sea. К примеру, в случае с Сомали, где пираты практически регулярно захватывают грузовые суда, власти стран, под чьим флагом они ходят, сообщают о них исчерпывающую информацию моментально, рассуждают некоторые моряки. Исчезновение же Arctic Sea было предано огласке только около двух недель спустя, хотя в его случае меняется только место нападения: воды, в которых пиратов не было уже около ста лет. Ранее СМИ объясняли странный способ подачи информации со стороны властей тем, что на судне могли быть наркотики. Масла в огонь подлили и сами захватчики корабля, которые представились морякам сотрудниками шведского наркоконтроля.
Новым поводом для спекуляций, пишет таблоид The Daily Mail, стало происходящее в порту Якобстад. Репортеры издания засняли на месте стоянки Arctic Sea специалистов в униформе со счетчиками Гейгера в руках. «Тот факт, что на месте его стоянки проведены замеры радиации, лишь подогревает спекуляции о некоем спрятанном грузе», — пишет газета. Впрочем, ранее владелец судна Матвеев в беседе с «Газетой.Ru» утверждал, что никакого тайного груза на борту корабля не было, а древесину из Якобстада в Беджайю Arctic Sea перевозит уже несколько лет подряд.