В пятницу мировые информагентства и зарубежные СМИ несколько раз сообщали, ссылаясь на разные источники, что пропавший 30 июля в западной части Бискайского залива Arctic Sea наконец обнаружен. Якобы корабль нашелся у берегов Кабо-Верде. Первой об этом сообщила газета Financial Times Deutchland, а вскоре новость о том, что проверять эту информацию направляется российский сторожевой корабль «Ладный», передал ИТАР-ТАСС. Ссылаясь на собственные источники в европейских дипломатических структурах, агентство утверждало, что российские военные намерены проверить информацию о том, что у островов Зеленого мыса было замечено «судно, похожее на пропавший сухогруз».
Впрочем, долгожданную разгадку таинственного исчезновения Arctic Sea последовательно опровергали российские дипломаты и представители Военно-морского флота (ВМФ) РФ.
«Корабль собирался проходить через территориальные воды, но никаких сообщений о том, что у берегов замечали судно, даже приблизительно похожее на тот самый сухогруз, не было. Российские военные корабли, сказали нам, будут следовать по своему маршруту и вряд ли зайдут к нам», — сказал «Газете.Ru» посол России в Кабо-Верде Александр Карпушин. Вскоре агентство Associated France Press уточнило, где именно береговая охрана Кабо-Верде видела Arctic Sea. По данным агентства, судно было замечено в 740 километрах от берега одного из островов архипелага и все-таки не находится в территориальных водах Кабо-Верде.
Однако источник «Газеты.Ru» в ВМФ России, комментируя эту информацию, рассказал, что «подобного рода сообщений стоит ждать чуть ли не до ночи и верить им не стоит». «Постепенно начинается истерия и погоня за сенсацией, но, уверяю, Arctic Sea у Кабо-Верде не видели. Мы действуем по намеченной программе, и, по нашим данным, там сухогруз не объявлялся», — добавил он.
Напомним, что в четверг появлялась информация, что судно, похожее на пропавший сухогруз, зашло в порт Сан-Себастьян, но она не подтвердилась, а позднее СМИ сообщили, что сторожевой корабль «Ладный» преследует Arctic Sea у Гибралтара, но и эту новость в ВМФ вскоре опровергли. Где сейчас находится сухогруз — все еще неизвестно.
По мнению главы организации Merchant Maritime Warfare Centre, занимающейся проблемами пиратства, Ника Дэйвиса, скорее всего, сейчас захваченный Arctic Sea находится «где-то между Сьерра-Леоне и Камеруном». «Я готов биться об заклад, что он там», — сказал Дэйвис «Газете.Ru».
Arctic Sea, принадлежащий финской компании Solchart Management, вышел с грузом древесины стоимостью $1,8 млн из финского порта Якобстад 22 июля, чтобы 4 августа прибыть в алжирский порт Беджайя. По словам владельца корабля Виктора Матвеева, этот маршрут сухогруз выполняет уже несколько лет подряд. Однако спустя два дня пути у шведского острова Оланд на борт поднялись восемь вооруженных людей в масках и жилетах с надписью Police. Представившись сотрудниками шведского наркоконтроля, они обыскали судно на предмет запрещенных веществ. На следующий день моряки Arctic Sea связались с Матвеевым и сказали, что у них все в порядке. То же самое они сообщили и береговой охране Бельгии, сотрудники которой сразу связались с моряками, узнав об инциденте. Последним, кто связывался с экипажем, был офицер береговой охраны Великобритании, но 28 июля он, как и его бельгийский коллега, услышал от моряков то же самое. А 30 июля сухогруз пропал в западной части Бискайского залива, днем раньше перестав подавать сигналы. Не исключено, учитывая новую информацию, что корабль мог выходить на связь еще раз – после нападения у португальского побережья. «Морской бюллетень – Совфрахт» пишет, что в пятницу у Arctic Sea уже могло закончиться топливо при максимальной вместимости 275 тонн и суточном потреблении 10–12 тонн. Исходя из подобного расчета, топлива у сухогруза должно хватить на 20–25 дней, которые уже прошли.
В чьих руках находится финский сухогруз — неясно до сих пор. Эксперты утверждают, что судно захватывали не ради груза древесины: в тщательно охраняемых европейских водах игра просто не стоит свеч. К тому же, как сообщили «Газете.Ru» в посольстве России в Швеции, местные полицейские выяснили, что на участке, где произошло нападение на сухогруз, вечером 24 июля находились сразу несколько частных яхт и показания их владельцев сотрудники правоохранительных органов уже получили. Главред издания «Морской бюллетень — Совфрахт» Михаил Войтенко в беседе с «Газетой.Ru» не исключил, что к нападению могут быть причастны сотрудники так называемых морских ЧОПов. Самый известная фирма подобного рода – Blackwater. В ней в основном работают бывшие американские спецназовцы и бойцы различных элитных подразделений. Активно пользоваться услугами Blackwater в последнее время стали судовладельцы, чьи корабли плавают в опасных водах Сомали. По мнению Войтенко, сотрудникам подобного рода компании вполне под силу молниеносно захватить корабль, в считанные секунды нейтрализовав экипаж, и скрыться на нем.
«Газета.Ru» будет следить за развитием событий.