Приговор руководителям федерального Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС), обвиняемым в получении взяток, судья Мосгорсуда Владимир Усов огласил в среду. Процесс проходил с участием присяжных заседателей, которые признали виновными 9 из 11 подсудимых. Председательствующий Усов должен был определить меру наказания, которой заслуживает каждый из фигурантов.
Казавшийся просторным в ходе судебных заседаний зал в день приговора был битком набит подсудимыми, их родственниками, адвокатами и журналистами. В застекленной клетке, в которой было так же душно, как и во всем помещении, стояли, глядя поверх толпы на судью, трое обвиняемых: бывший директор ФОМС Андрей Таранов, его первый заместитель Юрий Яковлев и замдиректора фонда Наталья Климова. Остальные фигуранты дела в ходе процесса были отпущены на свободу под подписку о невыезде и на оглашение приговора пришли самостоятельно. В Мосгорсуд прибыл и гендиректор ЗАО «Центр внедрения «Протек» Виталий Смердов, обвиняемый в даче взятки чиновникам и отпущенный на волю под залог в 6 млн рублей.
Судья Усов напомнил, что обвинения многочисленным фигурантам уголовного дела, которое расследовалось с ноября 2006 года, предъявлены по ч. 3 ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями), ч. 4 ст. 290 УК (получение взятки) и ч. 2 ст. 291 (дача взятки) УК РФ. По версии следствия, чиновники вымогали деньги у территориальных отделений ФОМС, а также у фармацевтических компаний. Таранов и его заместители распределяли субвенции в регионы на приобретение лекарств только при условии, что часть переданных денег руководство подразделений фонда на местах и предприятий — производителей лекарств будет отдавать им обратно в виде откатов.
В общей сложности руководство ФОМС получило в виде взяток 27,7 млн рублей, говорится в приговоре.
Следователи пришли к выводу, что Таранов и другие высокопоставленные сотрудники фонда вымогали деньги у руководителей Томского, Башкирского, Пермского, Саратовского, Калмыцкого, Чукотского, Брянского и Вологодского территориальных органов ФОМС, а также у фармацевтических компаний «Онтофарма» и «Центр внедрения «Протек». Правда, из взяткодателей на скамье подсудимых оказались только Смердов из «Протека» и глава калмыцкого территориального отдела фонда Данил Хахлымов. Кроме того, одним из фигурантов дела стала Нина Холмина — инспектор Счетной палаты, которая проверяла деятельность ФОМС в 2005–2006 годах (как раз в это время чиновники поставили на поток получения взяток). Холмина выявила нарушения, но вместо того, чтобы доложить о них руководству, сообщила директору ФОМС Таранову. За внесение изменений в акт проверки заместитель директора Климова и главный бухгалтер Галина Быкова заплатили Холминой, утверждала в процессе прокуратура, поэтому в Счетной палате ни о чем не узнали.
Впрочем, в виновность инспектора Холминой присяжные не поверили. Ей и главе ФОМС Калмыкии Хахлымову судья Усов зачитал оправдательный приговор, напомнив, что они имеют право на реабилитацию. С остальными суд обошелся суровее: восемь фигурантов дела приговорены к реальному лишению свободы в колонии. «Их исправление возможно только в условиях изоляции от общества», — объяснил свою позицию председательствующий Усов. Единственная, кто пока остается на свободе, — главбух Быкова, которая после признания ее виновной слегла с инсультом. Обвиняемой стало плохо несколько дней назад в ходе прений сторон, и ее немедленно увезли в больницу, где она находится до сих пор. Дело в отношении Быковой приостановлено, пока ей не станет лучше и она не сможет самостоятельно явится в суд.
Ее бывший начальник Таранов, объявил в среду судья, отправится в колонию строгого режима на 7 лет, а также заплатит государству 1 млн штрафа.
Заместители директора Яковлев и Климова, которые в отличие от экс-главы ФОМС снисхождения присяжных не заслужили, проведут по 9 лет в колониях строгого и общего режима соответственно. С них суд постановил также взыскать по 1 млн рублей. Кроме того, все осужденные за взяточничество чиновники не смогут занимать государственные должности от двух до трех лет после освобождения.
Еще двое заместителей Таранова, Дмитрий Усенко и Дмитрий Шиляев, получили наказание по 7 лет колонии строгого режима. Все вышеперечисленные сотрудники ФОМС своей вины в ходе процесса не признали, в отличие от начальника контрольно-ревизионного управления Татьяны Марковой и главы финуправления ФОМС Нины Фроловой, которые активно сотрудничали со следствием и надеялись на мягкий приговор. Каждая из них проведет за решеткой четыре года.
Минимальным сроком отделался только единственный привлеченный к ответственности взяткодатель.
Глава ЗАО «Протек» Смердов получил срок полтора года в колонии-поселении, из которых 7 месяцев он уже отсидел в СИЗО во время следствия. В среду Смердова даже не стали арестовывать — он отправится в колонию, только когда приговор вступит в силу.
На остальных осужденных надели наручники в зале суда. Правда, вопреки обыкновению, судебные приставы Мосгорсуда и милиционеры не стали делать это под прицелами телекамер и фотоаппаратов, заблаговременно выдворив всех журналистов из зала заседаний. Вместе с репортерами выходили родственники, всхлипывая и осуждая «жестокость» приговора.
«Приговор беспрецедентен по своей жесткости», — один за другим повторяли защитники, выходя из зала. Адвокат осужденной на 9 лет Климовой Александр Садуков заявил «Газете.Ru», что обжалует решение Мосгорсуда в вышестоящей инстанции. «На вынесение вердикта присяжных повлияло необоснованное ограничение права защиты на представление доказательств», — считает Садуков. Однако он не уточнил, какие именно сведения суд не позволил донести до присяжных, пообещав перечислить их в кассационной жалобе.
С улыбкой из зала суда выходил только прокурор Борис Локтионов. «Это наша победа», — заявил он журналистам.
Гособвинитель назвал адвокатов и подсудимых «очень достойными соперниками», а его коллега Марина Дятлова не согласилась с тем, что приговор чрезмерно суров. «Вынесенные судом сроки справедливы и разумны», — считает она.