Во вторник в Мосгорсуде продолжились слушания по делу об убийстве бизнесмена Леонида Барона, занимавшего также в прошлом должность советника спикера Совета федерации Сергея Миронова. Процесс начался с опозданием более чем на час: конвой не мог доставить в суд вовремя двух обвиняемых — второкурсника Международной академии предпринимательства 20-летнего Ивана Новикова и 22-летнего Дмитрия Медведева, из-за суда не успевшего окончить третий курс Московского государственного педагогического института. На прошлом заседании вину в убийстве признал только Новиков, Медведев же отрицал предъявленные ему обвинения (ранее пресс-служба Мосгорсуда опубликовала противоположные сведения). Без участия присяжных суд начал рассматривать ряд процессуальных вопросов: предоставление в качестве доказательств явку с повинной Медведева, заявление о преступлении Новикова и протоколы допросов двух обвиняемых.
Адвокаты подсудимых заявили, что документы их подзащитные подписывали под физическим и психологическим давлением.
Так, отвечая на вопросы прокурора, Иван Новиков рассказал, что был задержан на следующий день после убийства Барона сотрудниками правоохранительных органов, которые доставили студента в ОВД «Крылатское». По словам подсудимого, он рассказал оперативникам, как произошло убийство и что в экс-советника стрелял он, а не его друг. В изложенной версии событий милиционеров устроило не все, и, по утверждению Новикова, они «стали поправлять рассказ». «Заявление я писал уже со слов оперативников», — отметил он. Обвиняемый сказал, что выбора у него не было: сотрудники правоохранительных органов якобы угрожали, что в противном случае «упрячут его далеко и надолго», «сделают еще хуже», а также рассказывали «о зонах и тюрьмах». «Еще они посоветовали мне валить все на Диму. Сказали, так будет лучше», — заявил Новиков. Написанное Новиковым заявление на заседании зачитал прокурор. По документу, убить Барона – соседа Новикова по лестничной клетке – студенты решили за неделю до преступления. У выгребного канала заявитель нашел пистолет с глушителем и до дня убийства хранил его у себя дома. 4 февраля Новиков ушел из дома, сказав матери, что уехал к двоюродной сестре в подмосковный город Электрогорск. Но в ночь на пятницу он с другом оказался не у родственников, а в квартире Барона. В заявлении сказано, что стрелял в бизнесмена именно Медведев. Новиков заявил, что данные показания частично неверны.
Он признался, что в Барона стрелял он сам, а не его друг. Кроме того, по словам Новикова, убийство заранее не готовилось, и грабить соседа студенты не планировали. Причин, побудивших его на убийство, подсудимый не назвал.
«Я был очень испуган и поэтому решил сделать то, что мне советовали милиционеры», — сказал обвиняемый.
Медведев, в свою очередь, заявил, что его показания также частично неправильны, а явку с повинной из него «выбивали сотрудники оперативно-следственной службы». По словам Медведева, вечером на следующий день после убийства ему позвонил Новиков и попросил встретиться у станции метро «Сокольники». Когда Медведев приехал на место, милиция увезла его в ОВД «Крылатское». Подсудимый рассказал, что во время допроса его «били по голове, спине и грудной клетке». Кроме того, также оказывалось психологическое давление: Медведеву угрожали максимальным сроком в случае невыполнения требований оперативников и зачитывали показания Новикова против него. В явке с повинной и протоколе допроса сказано, что студенты были знакомы со школы и часто обсуждали, как заработать деньги. В результате Новиков предложил ограбить своего богатого соседа Леонида Барона, убив его в квартире. Друзья, сказано в документе, тщательно планировали убийство и даже тренировались в стрельбе из пистолета Новикова. Барон искал покупателя для своей машины Audi 6, поэтому студенты договорились, что, когда они придут в квартиру к Барону, Медведев будет разыгрывать перед хозяином роль потенциального покупателя. Вечером 4 февраля они караулили соседа на лестничной клетке. Барон вернулся домой около 24.00. Вместе с ним студенты осмотрели машину, а затем якобы зашли в квартиру своей жертвы. Там вместе с Бароном они распили виски. Затем Новиков вышел в коридор, взял пистолет и два раза выстрелили в Барона. После чего, как сказано в явке, студенты тщательно обыскали квартиру, собрали в пакеты бутылку и стаканы, выбросили пистолет под лестничной клеткой и уехали на частной машине к сестре Новикова в Электрогорск. Как сказал на заседании Медведев, следователь записывал за ним показания, приписывая при этом выдуманные факты.
«Меня допрашивали несколько часов, я подвергался во время допроса физическому и психологическому воздействию. Под конец я уже готов был подписать что угодно и не разбирал, какой передо мной документ», — сказал Медведев.
По его словам, убийство Барона заранее не планировалось, комнаты он не обыскивал и никаких вещей из квартиры соседа Новикова не вытаскивал. Адвокат Медведева Владимир Кирсанов представил суду справку с медицинского освидетельствования его подзащитного после допроса. На лице Медведева врач зафиксировал ушибы и ссадины.
Как выяснило следствие, после преступления студенты действительно поехали в Электрогорск. Родственники Новикова – двоюродная сестра Наталья Фенина и ее муж Александр Фенин — подтвердили на заседании, что около 5.00–6.00 утра 5 февраля Новиков вместе с Медведевым приехали к ним в квартиру. Ранний визит семью не удивил: студенты по договоренности должны были помочь Фениным «расписать магазин». Друзья, по словам свидетелей, уже приезжали в Электрогорск 30 января и обещали приехать снова. «Они спокойные, нормальные ребята», — охарактеризовал подсудимых Фенин. Как рассказала Фенина, войдя в квартиру, брат дал ей сверток, в котором лежали «свернутые купюры», и попросил сестру спрятать его. «Я положила маленький желтый пакет в сумку на балконе. Подумала, что деньги Ваня мог взять у мамы», — пояснила свидетельница. О содержимом пакета Фенины узнали, только когда к ним пришли оперативники. «Сказали: давай две тысячи евро — Новиков сказал, что деньги спрятал у тебя», — рассказывает свидетельница.
Как впоследствии выяснилось, в пакете лежала валюта в евро на сумму 90 тыс. рублей, а также иены, фунты стерлингов, шведские кроны, швейцарские марки, тайские баты, кубинские песо, марки, латы, пиастры – — всего 122 тыс. 159 рублей.
Все купюры были перетянуты зеленой резинкой. Также в пакете лежали часы «в оправе из желтого металла» стоимостью 499 100 рублей.
Сторона обвинения зачитала показания еще одной свидетельницы Смирновой, которая жила в квартире Барона с июля 2008 года по январь 2009 года. Она является гражданкой Белоруссии, и выяснить ее «теперешнее местонахождение прокуратура не смогла». Смирнова рассказала следствию, что Новиков был другом Барона. Не редко заходил к нему в квартиру и покупал для бизнесмена различную подержанную технику. «Ему нравился Иван, так как Барон считал его самостоятельным человеком, который сам зарабатывает на жизнь», — сказано в показаниях. Смирнова также отметила, что Барон давал Новикову взаймы 100 тыс. рублей, которые студент не отдал к сроку, оговоренному в расписке. «Барон сердился, но впоследствии они нашли компромисс», — сказано в записях. Свидетельница подтвердила, что Барон действительно собирался продавать Audi 6 и что покупателя ему искал Новиков. Она слышала, что студент смог найти клиента, но, кто он, своему соседу не сообщал. «С 4 по 6 февраля я звонила Леониду на известные номера, но он не брал трубку. Потом мне ответила его мать, которая сказала, что Леонида убили», — сказано в показаниях.
Заседание продолжится в среду и начнется с решения процессуальных вопросов. Судье в отсутствие присяжных предстоит вынести решение о том, считать ли доказательствами явку с повинной, заявления об убийстве и протоколы допросов.