В пятницу Следственный комитет при прокуратуре (СКП) РФ рапортовал об окончании обысков в московском ресторане «Прага». Несколько микроавтобусов со следователями и бойцами ФСБ в масках приехали на Арбат в четверг утром. Отключив телефоны в ресторане, который входит в корпорацию АСТ, возглавляемую Тельманом Исмаиловым, они приступили к масштабным обыскам.
Как объясняли представители следственных органов, оперативные мероприятия связаны с расследованием уголовных дел по ситуации на Черкизовском рынке, в частности с уголовным преследованием экс-ректора Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Олега Матицына. Как уже писала «Газета.Ru», он подозревается в нарушении ч. 3 ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями) УК РФ. По данным следствия, Матицын, используя свои полномочия в сфере реализации предоставленных прав постоянного пользования находящимся в федеральной собственности земельным участком в Москве, заключал договоры аренды с ООО КБФ АСТ, которое использовало его под размещение и эксплуатацию строений торговых рядов Черкизовского рынка, где реализовывалась контрабанда, ввезенная на территорию РФ.
Кроме того, утверждают в СКП, арендные платежи поступали на расчетные счета института, возглавляемого Матицыным, минуя федеральный бюджет. «У следствия имеются основания полагать, что руководство ООО КБФ АСТ может скрыть имеющие значение для уголовного дела документы относительно аренды указанного земельного участка и ее оплаты», – говорилось в заявлении СКП. Необходимые следствию документы, говорили представители ведомства, находились в офисах «Праги» (практически все бумаги, имеющие отношение к бизнесу Исмаилова).
В пятницу представители ведомства сообщили «Газете.Ru», что сотрудники СКП уже изъяли все необходимые им документы и «сейчас анализируют полученную информацию».%
Адвокаты Исмаилова, которых не пустили во время обысков в здание, уже заявили, что обжалуют следственные действия в суде. «В центре Москвы нарушалась Конституция: мы представляем интересы Тельмана Мардановича, но следить за действиями следователей нам не довелось, нас не пустили в ресторан. Мы даже не очень понимаем, что это было, поэтому сказать, ради чего на самом деле все эти обыски проходили, не можем», — сказали «Газете.Ru» адвокаты Исмаилова Сергей Попов и Владимир Сивак, до вечера четверга простоявшие у закрытых дверей «Праги», препираясь с сотрудниками ФСБ в масках.
Источник «Газеты.Ru», знакомый с ходом расследования, не исключает, что обыски связаны еще и с уголовным делом о контрабанде на Северо-Западном таможенном управлении.
Якобы сотрудники Балтийской таможни, через которую, по данным следствия, на Черкизовский рынок ввозилась контрабанда, сейчас начали активно давать показания, «и фамилия Исмаилова в них периодически звучит». Сотрудничающие со следствием трое таможенников были взяты под стражу по обвинению по ч. 4. ст. 188 и ч. 3 ст. 285 УК РФ (контрабанда и злоупотребление должностными полномочиями) в феврале этого года. Разбираясь в деле «Трех китов» (контрабанда мебели в торговые центры «Три кита» и «Гранд»), следователи изъяли 57 контейнеров с различными товарами, которые были отправлены на адрес подставных грузополучателей. Три контейнера с контрабандой, прошедших через Балтийскую таможню, в итоге нашли на Черкизовском рынке. Они и положили начало закрытию одной из крупнейших барахолок Москвы.
По словам собеседника «Газеты.Ru», «в правительстве принято решение закрыть этот контрабандный поток», поэтому не исключено, что Исмаилова, по некоторым данным, сейчас пытающегося получить гражданство в Турции, объявят в федеральный розыск.
По неофициальным данным источника «Газеты.Ru» в правительстве Москвы, бизнесмен «вообще находится в розыске уже две недели». «В федеральном — чтобы в Россию больше не возвращался. За рубежом лучшего друга Лужкова никто преследовать не станет», — утверждает собеседник. В СКП эту информацию оставили без комментариев.
Обыски в «Праге» — уже второй удар правоохранительных органов по бизнесу Исмаилова. По мнению президента Института национальной стратегии Станислава Белковского, причины повышенного внимания к бизнесмену стоит искать в силовых ведомствах, а не в правительстве, недовольном открытием в Турции шикарного отеля Исмаилова Mardan Palace, в то время как у него на родине бушует кризис. «Пока существовал Департамент МВД по борьбе с организованной преступностью и терроризмом, который возглавлял Сергей Мещеряков, у Исмаилова не было проблем. Силовики оттуда прикрывали контрабанду на Черкизовском, но у них были и конкуренты в ФСБ. Но в сентябре 2008 года Департамент МВД реформировали, а Мещерякова отправили в резерв. Теперь конкуренты из ФСБ собираются прибирать контрабандные каналы к своим рукам.
Обыски в «Праге» прошли в рамках устоявшейся логики эфэсбэшников «пленных не брать», уверен Белковский. Кроме того, считает он, давление на Исмаилова, который был близким другом мэра, — попытка близких к градоначальнику людей монополизировать его административный ресурс. «Исмаилова скомпрометировали, и Лужкову дружить с ним уже не с руки. В Москве, по сути, больше не осталось таких влиятельных бизнесменов, близких к мэру. Разве что его супруга и ее друг Сулейман Керимов, у которых теперь вообще не будет проблем в городе», — говорит собеседник «Газеты.Ru».
Попыткой ослабить позиции Лужкова античеркизовскую кампанию и обыски в «Праге» считает и политолог Михаил Виноградов.
«В версию о том, что под Лужкова начали копать, укладывается и история с увольнением главы ГУВД Москвы Пронина», — сказал он «Газете.Ru». Впрочем, не исключает Виноградов, интерес правоохранительных органов к Исмаилову как к ближайшему другу градоначальника может быть связан и с грядущими выборами в Мосгордуму. «Как известно, именно мэр поведет «Единую Россию» на выборы, а наезд на Исмаилова дискредитирует его, но не в глазах общественности, а среди политиков. Если он призван не сместить его, то хотя бы сделать более сговорчивым», — считает политолог.