Для проведения слушаний был выбран Неманский городской дом культуры (АЭС планируется разместить в окрестностях города Немана), куда прибыло внушительное количество милиционеров, выставивших охрану на все входы и выходы ДК. Как утверждают экологи из группы «Экозащита», выступающие против Балтийской АЭС, благодаря бдительности милиции в зал вначале вошли сторонники АЭС, а «Экозащита» осталась подпирать стены на улице. Поначалу за обилием в зале флагов «Единой России» и студенток в футболках «Молодая гвардия» опальных экологов вообще видно не было.
К 14.00 в помещении не было ни одного свободного места, еще несколько десятков неманцев томились на крыльце ДК (милиция отказалась их пускать, чтобы не было давки). Но через три часа народ стал расходиться (в зале ДК советских времен стояла духота, и неманцы шутили: «Народ хотят измором взять»), и к вечеру осталась лишь треть публики. Выступления ораторов то заглушалось криками, то заканчивались аплодисментами. Впрочем, руководивший слушаниями директор департамента по работе с общественными организациями и регионами госкорпорации «Росатом» Игорь Конышев заявил, что это мероприятие — только начало в цепочке общественных обсуждений и никаких итоговых протоколов за или против строительства АЭС подписано не будет.
Главный инженер проекта Балтийской АЭС Иван Грабельников сообщил, что на АЭС предполагается сооружение двух блоков мощностью не менее 1170 МВт каждый.
Это позволит самому западному региону в перспективе стать независимым от энергопоставок газа через Литву. Эксперты не скрывают, что проект строительства в Калининградской области АЭС — стратегический, поскольку высокая зависимость от импорта энергоресурсов может однажды негативно сказаться на энергобезопасности региона. В частности, на боеготовности Балтийского флота, чья главная военно-морская база расположена под Калининградом.
Жители востока Калининградской области с удивлением узнали, что атомная станция могла появиться и в западной, курортной, части региона, которое омывает Балтийское море. Все показатели по экологии, грунту, гидрогеологии в западном районе учеными были оценены на «отлично». И только сейсмические и тектонические условия (в 2004 году в западной части Калининградской области произошло землетрясение) послужили отказом для строительства АЭС под Калининградом.
Директор экологического центра РАН, доктор биологических наук Анатолий Назаров привел удручающие цифры по заболеваниям в районе будущего строительства станции. Оказывается, с 2003 по 2007 год в Неманском районе болезни, связанные с беременностью и родами, выросли на 133% (на что вице-спикер Калининградской областной думы Константин Поляков заметил: «Все просто, женский алкоголизм в районе»), а онкологические заболевания — на 68%. Вывод ученого был прямолинеен: раз уже до АЭС такие проблемы, то ее появление динамики не изменит.
В свою очередь, эксперт комиссии по устойчивому развитию ООН, инженер-физик от «Экозащиты» Андрей Ожаровский назвал ОВОС Балтийской АЭС «неполноценным». «В частности, в ОВОС не прописаны маршруты транспортировки отработанного ядерного топлива из Калининградской области, которая закрыта со всех сторон границами, — заявил эксперт. – Давайте честно говорить, либо вы покажите контакт с Литвой на транспортировку, либо предоставьте общественности оценку воздействия на окружающую среду при транспортировке радиоактивных отходов по Балтийскому морю». После этих слов зал взорвался аплодисментами.
При этом Ожаровский подчеркнул, что «главный продукт, который вырабатывает АЭС, – это не электроэнергия, а отработанное ядерное топливо, с которым никто в мире не знает, что с ним делать». По мнению эксперта «Экозащиты», когда соответствующая оценка воздействия на окружающую среду при транспортировке отходов будет дана, нужно «заново послушать проектировщиков Балтийской АЭС».
Сопредседатель «Экозащиты» Владимир Сливяк озадачил руководство «Росатома» тем, что решения правительства России о строительстве Балтийской АЭС на данный момент не существует. «Мы обсуждаем что-то предварительное и непонятное», — сказал сопредседатель «Экозащиты». Ответа на вопрос – есть ли добро от федерального центра на строительство станции — со стороны госкорпорации «Росатом» так и не прозвучало.
Против АЭС выступили в основном люди, пережившие чернобыльскую катастрофу. Белорусская журналистка просила «Росатом» провести альтернативные общественные слушания в Белоруссии. «У меня вызывает огромную скорбь тот факт, что люди в Калининградской области настолько пренебрежительно относятся к Чернобылю. У нас болеют дети детей и внуки детей после аварии. Матери плачут», — сказала она. С аналогичной просьбой — провести общественные слушания в Литве — обратился и ответственный секретарь Коалиции литовских природоохранных организаций Линас Вайнюс. «Хотелось бы, чтобы аналогичные общественные слушания прошли и в Литве, поскольку мы живем хоть и в другом государстве, но чисто географически - на другой стороне реки Неман», — сказал литовский эколог.
Вайнюс сообщил «Газете.Ru», что прибыл в Неман по своей инициативе и боялся, что его не пустят на мероприятие. «Наши общественные организации обеспокоены подготовкой к строительству АЭС в Калининградской области в той части, что Россия не делится с планами по воздействию станции на окружающую среду», — говорит литовский эколог. Впрочем, вице-премьер Калининградской области Юрий Шалимов тут же заявил, что с литовской стороны ситуацией владеет замглавы МИД Литвы Эвалдас Игнатавичус, с которым калининградские власти обсуждали вопросы по АЭС, а также предлагали Литве вложить инвестиции в проект.
Всех умиротворил православный священник отец Серафим, сидевший в одном ряду с членами «Единой России». С трибуны батюшка сказал: «Будучи обремененным некогда техническим образованием, я за строительство АЭС, но, чтобы потом галерка мне аплодировала (на галерке сидели противники станции. – «Газета.Ru»), я скажу: храни вас Господь!»