Жители поселка писателей в Переделкино усмотрели в действиях местной администрации признаки рейдерского захвата. Поселок существует с 1934 года, когда Максим Горький попросил у Иосифа Сталина выделить для писателей землю на условиях безвозмездного и бессрочного пользования. Первыми обитателями переделкинских дач стали Александр Серафимович, Леонид Леонов, Лев Каменев, Исаак Бабель, Борис Пастернак, Илья Ильф и Евгений Петров. Курировать поселок было поручено учрежденному в том же году Литфонду СССР, а в 1990-е годы дачи литераторов перешли в его собственность. При этом поселковая земля так и осталась государственной.
Недавно у писателей появились опасения, что новое руководство Литфонда ведет переговоры с инвесторами, которые выкупят землю у государства, после чего литераторов выселят, а на месте их дач будет построен элитный коттеджный поселок.
По словам местных жителей, глава Литфонда Станислав Куняев и его заместитель Иван Переверзин уже подготовили проекты договоров с некими крупными бизнесменами о выкупе 51 гектара земли, где стоит 66 писательских дач. Стоимость одной сотки местной земли, по словам Переверзина, сейчас оценивается в $50 тыс. По слухам, которые ходят по поселку с конца прошлой недели, предложением руководителей Литфонда уже заинтересовался бизнесмен Олег Дерипаска.
Как рассказал «Газете.Ru» глава инициативной группы по защите писательских земель писатель Феликс Кузнецов, во вторник литераторы отправили президенту Дмитрию Медведеву письмо с просьбой признать земли в Переделкино заповедной зоной, «чтобы, таким образом, законодательно запретить здесь любое строительство».
«Это вполне уместная просьба, так как писательский городок и правда является почти национальным достоянием, тут дом Пастернака, опять же», — пояснил Кузнецов. Интерес, проявленный неизвестными инвесторами к писательским землям, ему очевиден: по его словам, кадастровая стоимость здешней земли в разы ниже рыночной, а «Переделкино является одним из последних неосвоенных богатыми людьми лакомых кусочков».
Как рассказала «Газете.Ru» другая жительница писательского городка Тина Катаева, внучка писателя Валентина Катаева, неизвестные рейдеры уже перешли к активным действиям: в минувшую среду на ее участке появились рабочие, которые делали пометки на земле, а спустя несколько дней там начал расти забор. При этом тот, что был, они снесли. «Теперь на моем участке постепенно растет бетонный забор. Как только мы подходим к ним вплотную, они тут же уходят. Я пыталась выяснить, откуда они, но они не признаются», — сказала она.
По ее словам, кто является правопреемником Литфонда СССР, документально не заверено до сих пор.
С 1 января 2010 года владельцем дач официально должен будет стать «постсоветский» Литфонд, а землю ему предстоит либо выкупить, либо брать в аренду у государства.
Однако, говорит Катаева, эта организация давно разделилась на два крыла: один из них возглавляет Кузнецов, а второй – Куняев. Сторонники Кузнецова считают нелегитимным лидерство Куняева и оспаривают его в Савеловском суде. «Все вполне логично: Куняев с Переверзиным сейчас попытаются доказать легитимность их Литфонда в суде, а со следующего года предпочтут выкупить на деньги инвесторов, а не арендовать, как Кузнецов. Тогда-то землю и застроят коттеджами», — уверена Катаева.
Впрочем, сами Переверзин и Куняев утверждают, что выселять писателей никто не собирается, хотя и не скрывают, что в случае победы в судебном процессе намерены выкупать землю у государства за счет инвесторов. Каких – не уточняют.
Как рассказал «Газете.Ru» заместитель главы Литфонда Переверзин, «земля будет выкупаться в интересах самих же писателей, поскольку так она будет сохраннее». «То, что Кузнецов заговорил о рейдерском захвате, является провокацией перед судебным заседанием, которое назначено на среду, 22 июля», — уверен он.
Глава администрации поселка, назначенный Куняевым Степан Колмаков сказал «Газете.Ru», что идея выкупать землю у государства обусловлена необходимостью. «В свое время двум жителям поселка, поэту Евгению Евтушенко и главреду «Литературной газеты» Юрию Полякову, каким-то чудом удалось приватизировать свою землю. Мы в итоге поняли, что это должно остаться единичным случаем, а иначе так всю землю растащат», — сказал Колмаков.
Строители же, которых Катаева приняла за рейдеров, действовали, говорит Колмаков, по его указанию.
«Но они строили забор для писателей. Дело в том, что несколько жителей окрестных участков постепенно незаконно расширялись за наш счет, и мы решили обнести писательский городок одним большим забором, чтобы сохранить свои гектары», — объяснил он.