В российских школах начнут преподавать основы религиозной культуры и светской этики. Об этом президент страны Дмитрий Медведев заявил на совещании с министрами образования и науки Андреем Фурсенко и обороны Анатолием Сердюковым, а также главами четырех конфессий. Религиозные сообщества представляли патриарх Московский и всея Руси Кирилл, муфтии Рафиль Гайнутдин, Исмаил Бердиев, Талгат Таджуддин, главный раввин России Берл Лазар и председатель Буддийской традиционной сангхи пандито хамбо-лама Дамба Аюшеев.
Новый школьный предмет, как пояснил позже, выступая перед журналистами, Фурсенко, будет называться «духовно-нравственное воспитание».
Как заявил чиновник, предполагается, что учащиеся и их родители смогут выбрать один предмет из трех «модулей»: основ конкретной религии (православия, ислама, иудаизма, буддизма), истории и культуры мировых религий либо курса основ светской этики. Программу одного из них школьникам нужно будет пройти обязательно. Преподаватели же обязаны будут вести выбранные учениками предметы независимо от количества человек в группе – «хоть один, хоть 10».
Сейчас программу предмета разрабатывает группа экспертов Российской академии образования во главе с президентом РАО Николаем Никандровым.
Духовно-нравственное воспитание начнут преподавать в качестве эксперимента в 18 регионах шести федеральных округов уже в марте 2010 года.
Предположительно, в их число войдут Тамбовская и Тверская области, республики Чувашия и Башкирия и Еврейская автономная область. Москвы и Санкт-Петербурга в этом списке, как заверил Фурсенко, нет, поскольку, по его словам, здесь похожие предметы в качестве факультативов преподаются уже несколько лет.
Учить предмет школьники будут полгода: последнюю четверть четвертого класса и первую четверть пятого класса.
На духовно-нравственное воспитание отведут два часа в неделю. По плану Минобрнауки, в эксперименте будут участвовать около 20 тыс. классов в 12 тыс. школ — всего 256 тыс. детей и 44 тыс. учителей.
Преподавать новый курс, подчеркивают чиновники, будут только светские педагоги — учителя других предметов, например литературы, истории, психологии, — после прохождения соответствующей переподготовки.
По оценкам чиновников, в одной школе для введения предмета необходимо «три-четыре преподавателя». Проблем с подготовкой необходимых кадров и учебников у образовательных структур не возникнет, потому что основы религиозных культур «уже изучались в стране факультативно, в виде дополнительного образования, кружков», считают в министерстве.
Тем не менее, как сообщил Фурсенко, переподготовить нужно будет около 40 тыс. учителей, на что уйдут «сотни миллионов рублей».
Сколько денег потребуется на выпуск новых учебников, министр не уточнил, сказав лишь, что «есть довольно большое количество книжек, которые мы считаем достойными, а есть которые не отвечают нашим задачам». Зато, отметил он, в написании учебных пособий в качестве консультантов будут участвовать представители всех религий, и даже книга по истории одной из религий будет согласовываться с другими конфессиями.
Как долго продлится эксперимент, во время которого будут написаны необходимые пособия, подготовлены учебные материалы и учтены все ошибки, чиновники пока точно сказать не могут. Примерный срок, который они назвали журналистам, – два-три года.
«Как пойдет», — сказал президент. По его словам, не исключено, что «применить наработанную практику на всю страну» будет возможно уже в 2012 году.
Проблема религиозного образования в школе обсуждается уже более десятилетия. Вопрос о необходимости восполнить религиозный пробел в светском школьном образовании был публично поднят представителями РПЦ еще в конце 1990-х годов. Впрочем, тогда власти не рискнули вводить в школах обязательные «православные» предметы, а предложили преподавать их на сугубо добровольной, факультативной основе. Тогда же появилась идея придать предмету «светский», «культурологический» вид и назвать «основы православной культуры» (ОПК). В таком виде идею одобрила и часть тогдашнего руководства Министерства образования. Культурологический аспект проблемы, подчеркивали они, не будет противоречить принципу отделения школы от церкви. Одновременно в правительстве и в Минобразования возникла другая концепция религиозного просветительства школьников. Согласно ей, изучение в школе истории религии должно было строиться на знакомстве со всеми мировыми религиями, и в первую очередь с широко распространенными в России. Так появилась идея создать курс «история мировых религий».
В 2002 году появился специальный приказ тогдашнего министра образования Владимира Филиппова, оставлявший за ОПК возможность существования исключительно в виде факультатива.
Преподавать ОПК разрешалось только с письменного разрешения родителей, и только ПЦ продолжала добиваться введения ОПК в школах. В 2007 году она вновь направила в Минобрнауки предложения в форме концепции включения в новые поколения государственных стандартов такого предмета, как ОПК. При этом РПЦ тогда выступала против преподавания единого школьного предмета, в рамках которого будут представлены все религии. После смерти патриарха Алексия II многие религиозные эксперты говорили, что введение в школьную программу основ религиозной культуры станет одной из главных целей и нового патриарха Кирилла.
Старший научный сотрудник Бременского университета Николай Митрохин отметил, что со своей задачей Кирилл справился: ему «удалось додавить через Светлану Медведеву, которая является сторонницей введения основ православной культуры в школах, то, что не удалось Алексию II».
Но несмотря на то, что представители всех четырех основных, с точки зрения российского государства, религий к введению «общего» предмета отнеслись положительно, он считает, что из идеи преподавания всех религий «ничего не выйдет». «На преподавание ислама, буддизма и иудаизма учителей не напасешься. Поэтому придется выбирать: либо учить православие, либо нет. И все», — объяснил эксперт.
С ним согласен и президент Российского гуманистического общества, член комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований Валерий Кувакин. «В первую очередь приоритет будет у РПЦ, во вторую – у всех остальных», — считает он. По его мнению, во многих школах будут делать все возможное, чтобы дети «ходили на православную культуру»: «Если в классе большинство детей посещает этот предмет, то другому школьнику могут просто устроить бойкот. А мало кто пойдет на другие модули». Кувыкин отметил, что оптимальным решением было бы изучение только светской этики. Он рассказал, что такой курс в качестве эксперимента несколько лет изучается в 50 московских школах. «И все проходит спокойно, дети не ссорятся. Они просто учатся принимать моральные решения и действовать по правильным моральным принципам. Там нет никаких конфессий», — уточняет собеседник. Принятое же решение, по его мнению, «не самое плохое», но носит «антиисторический характер». «Это ретроградство и близорукая политика. Сейчас в мире и стране другая ситуация, другое развитие событий на основе плюрализма, и эту тенденцию надо укреплять», — отметил он.
Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков, в свою очередь, считает идею чиновников «здравой», но предупреждает, что «спешка в таких вещах очень опасна». «Я боюсь, что в результате излишнее чиновничье рвение исполнить приказ президента наломает дров», — сказал он в разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru».
Член научного совета Московского центра Карнеги, эксперт по исламу Алексей Малашенко также пока не понимает, как инициатива будет работать в России. «Мне кажется, если вводить этот предмет, очень быстро начнутся разговоры про то, что «мой Аллах лучше твоего бога» и так далее. Мусульмане точно будут против, потому что получится так, что в школах будут в основном преподавать православие», — говорит он.
Тем более что учителей по исламу, по его словам, просто нет.
Получится, что преподаватели истории, которые, как считает Малашенко, и будут в основном вести новый курс, «могут начать рассказывать школьникам про джихад». «В результате у детей будет мешанина в голове», — пояснил он.