Военный комиссар Москвы генерал-майор Андрей Глущенко, с января этого года находящийся под подпиской о невыезде, пришел на заседание по своему уголовному делу в гражданском костюме. По-деловому расположившись на скамье напротив судейской трибуны, Глущенко перекинулся парой слов с адвокатами и замер, игнорируя окруживших его телеоператоров и фотографов. Военком с выработанной за 25 лет службы железной выдержкой слушал речи судьи и прокурора, лишь коротко отвечая на вопросы, но сам выступать не спешил. Генерал рассказал только, что военкомом столицы стал в 2007 году, а до этого командовал военной частью № 23626 2-й Гвардейской Таманской мотострелковой дивизии.
«Напоминаю, что вы обвиняетесь по части 3 и 4 статьи 159 (мошенничество) и части 1 статьи 165 (причинение имущественного ущерба путем злоупотребления доверием) УК РФ», — прервал воспоминания о безупречной службе судья Алексей Ильин и дал слово прокурору.
По версии государственного обвинения, генерал-майор совершал свои преступления, еще будучи командиром части, до назначения военкомом. В первый раз у Глущенко «созрел преступный умысел» в 2003 году. У его супруги Марины Глущенко было две квартиры в Москве, которые она приобрела, уже будучи замужем за генералом. В таких случаях имущество считается совместно нажитым, и бесплатная квартира по линии Минобороны офицеру не полагалась. Но Глущенко обманул руководство центральной жилищной комиссии, умолчав о квартирах супруги, и попросил выделить ему жилье. Просьбу генерала услышал управделами президента РФ Владимир Кожин — он лично подписал распоряжение выдать «бесквартирному» Глущенко жилплощадь из фондов Министерства обороны. Генералу досталась трехкомнатная квартира на улице Академика Анохина на юго-западе столицы. Стоимость жилья, по данным на 2006 год, оценивается в 14 млн рублей. Как только появилась возможность приватизировать бесплатную квартиру, Глущенко это сделал, оформив ее на сына. 30-летнего Алексея Глущенко суд планирует допросить в ближайшее время в качестве свидетеля.
Получив квартиру, генерал-майор не успокоился. «Преступные умыслы», по словам прокурора, зрели в голове Глущенко один за другим. Будучи командиром части, солдаты и офицеры которой не раз ездили в командировки в Чечню и другие регионы Северного Кавказа, генерал тоже решил получить удостоверение ветерана боевых действий. Распоряжение подготовить ветеранский документ он отдал подчиненным, которые «поверили, что Глущенко действительно участвовал в контртеррористической операции». Доверчивые кадровики выписали старшему офицеру документ, согласно которому он участвовал в боевых действиях на Северном Кавказе целых три дня. За непродолжительную командировку в горячую точку Глущенко полагались все предусмотренные законом льготы.
Следователи считают, что генерал-майор получил удостоверение, чтобы меньше платить за квартиру и регулярно получать надбавку из пенсионного фонда.
Поддельный документ позволил Глущенко выручить не слишком внушительную сумму — 57 тыс. рублей в качестве выплат из Пенсионного фонда и еще 23 тыс. за неиспользованные путевки на курорт. Причем получил он их не разом, а небольшими частями. Кроме того, офицер сэкономил на оплате коммунальных услуг около 16 тыс. рублей.
Когда Глущенко попал в поле зрения следователей, «корочку» у него отобрали, а квартиру пока нет: подсудимый сообщил, что до сих пор проживает на улице Анохина. Своей вины военком не признает. «Хотите ли вы выразить свое отношение к предъявленному обвинению?» — участливо обратился к Глущенко председательствующий Ильин. «Не хочу», — буркнул генерал. Как только заседание закончилось, он подхватил тонкую кожаную папку с документами и поспешил к выходу, отмахиваясь от журналистов. Защитники подсудимого тоже отказались комментировать услышанное в суде. «Мы изложим свою позицию не раньше, чем будут представлены доказательства и допрошены свидетели», — сказала «Газете.Ru» адвокат Ирина Якубовская.
Свидетелями по делу помимо сына Глущенко будут сослуживцы генерала по Таманской дивизии, сотрудники жилищной комиссии и других ведомств Минобороны — всего около 15 человек. Допрашивать их начнут на следующем заседании 8 июля.