Самолет Airbus А330-200 авиакомпании Air France, потерпевший катастрофу над Атлантическим океаном, не развалился в воздухе, а летел вниз до воды почти вертикально на полной скорости.
На части машина развалилась уже после того, как врезалась в поверхность океана.
Об этом сообщили официальные представители французского Бюро по расследованию авиакатастроф (BEA) на пресс-конференции, на которой были обнародованы первые результаты расследования крушения лайнера.
24 автоматических сообщения о неисправностях на борту самолета, которые были отправлены диспетчерам, по словам экспертов, говорят только о том, что самолет летел не на автопилоте: информации о скорости и направлении лайнера система уже не получала.
«Это значит, что в момент катастрофы самолетом должен был управлять пилот», — отметил следователь Ален Буйяр.
Правда, контролировал ли командир экипажа Airbus во время падения или нет, представитель BEA журналистам не сказал.
Специалисты агентства также выяснили, что неисправная у Airbus трубка Пито — часть авиационного приемника воздушного давления, определяющего скорость и высоту полета, – могла стать «одним из факторов катастрофы, но никак не может быть причиной». Как сообщалось ранее, проблемы с этим прибором были на многих самолетах Airbus, включая разбившийся лайнер. После трагедии компания по рекомендациям BEA заменила все трубки Пито в самолетах моделей А330 и А340. Следователи заявили, что не видят никакой необходимости отказывать в полетах всем Airbus A330 — машины могут эксплуатироваться без ограничений.
Буйяр рассказал также, что у пилотов Airbus были проблемы со связью с землей. Он отметил, что контролировать полет после бразильских диспетчеров должны были их коллеги из Сенегала.
Пилоты рейса AF447, по его словам, во время полета три раза безуспешно пытались связаться с Дакаром (столица Сенегала).
Диспетчеры якобы не ответили лайнеру, потому что не получили план полета Airbus, который должен подаваться перед началом любого полета, обеспечиваемого службой воздушного движения. «Это ненормально», — резюмировал Буйяр. Он также сообщил, что следователи сейчас пытаются выяснить, почему чрезвычайное положение было объявлено только через шесть часов после того, как Airbus А-330 исчез с радаров.
В результате поисково-спасательных операций, по данным службы, спасатели смогли вытащить из океана 51 тело и 640 обломков самолета, в том числе киль и руль направления. Буйяр отметил, что французская сторона по непонятным причинам до сих пор не получила от Бразилии результаты вскрытия трупов. 27 июня спасательные службы Бразилии уже прекратили поиски тел жертв катастрофы.
Поиски самописцев Airbus, которые могли бы пролить свет на причины трагедии, продлятся еще до 10 июля.
«Черные ящики» подают сигналы в течение 30 дней. Самолет же упал в воды Атлантического океана в ночь на 1 июня, и, скорее всего, поймать сигнал самописцев уже не удастся. «Тем не менее, мы будем искать самописцы еще 10 дней после истечения 30-дневного срока», – пояснил Буйяр. Поисками приборов в оставшуюся неделю займутся два локатора США, которые способны уловить сигнал с глубины более 6 километров.
Представители компании Honeywell Aerospace, которая производит самописцы, рассказала CNN, что восстановить после авиакатастроф данные как с речевого (записывающего голоса пилотов и звуки в кабине), так и параметрического (фиксирующего показания приборов) самописцев практически всегда возможно. Но все зависит от отдельно взятой ситуации и характера катастрофы. «В любом случае 30 дней – обычно оптимальный срок для поиска «черных ящиков»», – сказал собеседник CNN.
Правда, найти «черные ящики» лайнера Air France эксперты уже не надеются. Ненайденные к настоящему моменту части самолета, полагают специалисты, лежат на глубине 4,5 километра, смешанные с тоннами морского мусора. Как заявляли официальные лица ранее, даже если «черные ящики» удастся вытащить со дна океана, не факт, что информацию с них можно будет считать: самописцы могли существенно повредиться от удара и соленой воды.
Airbus А330-200 поднялся в воздух из аэропорта Рио-де-Жанейро 31 мая в 19.03 по местному времени (2.03 мск) и должен был прибыть в Париж в аэропорт Шарля де Голля в 11.15 по местному (среднеевропейское летнее) времени (13.15 мск). Таким образом, в полете пассажиры регулярного рейса AF447 должны были провести чуть больше 11 часов. Сразу после того, как самолет в срок не прибыл во французский аэропорт, было объявлено, что лайнер, на борту которого находятся 216 пассажиров и 12 членов экипажа (три пилота и девять бортпроводников), исчез с радаров. Известно, что перед этим пилот успел сообщить, что входит в грозовой фронт. Специалисты сразу же предположили, что в разбившийся лайнер могла ударить молния. Но затем официальные лица отвергли эту версию.