Во вторник Мосгорсуд приговорил экс-главу следственного управления СКП Дмитрия Довгия к 9 годам заключения в колонии строгого режима и штрафу в 800 тысяч рублей. Кроме того, Довгий лишен звания советника юстиции. Также ему запрещено занимать государственные должности в течение трех лет.
Второй обвиняемый по делу бывший сотрудник военной прокуратуры Андрей Сагура проведет в колонии строгого режима восемь лет, он также обязан заплатить штраф в 800 тысяч рублей. В то же время Сагура был оправдан по обвинению в незаконном хранении патронов.
Довгия признали виновным в нарушении ч. 1 ст. 286 (превышение должностных полномочий) и п. «г» ч. 4 ст. 290 (получение взятки в особо крупном размере) УК РФ.
Прокуратура просила для Довгия 10 лет строгого режима (восемь за взятку и еще два за превышение должностных полномочий). Сагуру гособвинение требовало приговорить к 12 годам лишения свободы (10 за передачу экс-главе ГСУ денег и два за хранение трех спортивных патронов для наградного боевого оружия).
Согласно данным следствия, бывший глава следственного управления получил взятку с фигуранта дела по факту хищения более 1 млн тонн нефти на сумму 6,5 млрд рублей у компании «Томскнефть», возбужденного в 2006 году. Дело в том, что следствие стало проверять на причастность к преступлению бизнесмена Валитова. О проверке стало известно Довгию, и, как заявляла на заседаниях прокурор, экс-глава ГСУ решил предложить предпринимателю избавить его от возможных проблем с законом за крупное вознаграждение. Для этого в качестве посредника, сказано в уголовном деле, он привлек своего друга — бывшего сотрудника военной прокуратуры Андрея Сагуру. В итоге Сагура получил для Довгия 300 тыс. евро, а когда в силу вступило постановление об отказе в возбуждении уголовного дела против Валитова, еще 450 тыс. евро.
Присяжные признали Довгия и Сагуру виновными.
В то же время коллегия посчитала, что Довгий заслуживает снисхождения. Сагуру жюри посчитало заслуживающим снисхождения лишь по эпизоду о незаконном хранении оружия.
И сам обвиняемый, и его адвокат Юрий Баграев считают «сфабрикованное дело» личной местью главы СКП Александра Бастрыкина за конфликт экс-сотрудника с ведомством. Адвокат Довгия полагает, что у его клиента начались проблемы из-за критики, которой несговорчивый следователь, занимавшийся расследованием уголовных дел в отношении замминистра финансов России Сергея Сторчака, генерала ФСКН Александра Бульбова и петербургского предпринимателя Владимира Барсукова (Кумарина), подвергал свое бывшее руководство в прессе. Кроме того, как рассказал на процессе сам Бастрыкин, выступающий в качестве свидетеля, Довгий подавал ходатайство об освобождении под залог смертельно больного вице-президента ЮКОСа Василия Алексаняна и требовал из Читы материалы уголовного дела ЮКОСа. «Довгий принял решение о переводе Алексаняна из СИЗО под залог. Мне о решении по одному из центральных фигурантов по делу ЮКОСа он не доложил и разрешил выходить с ходатайством об освобождении в Басманный суд», — сказал Бастрыкин. Ранее в интервью «Газете.Ru» Баграев назвал действия СКП «провокацией и актом мести за публичные признания Довгия в прессе относительно нарушений и злоупотреблений в ведомстве».
По версии защиты, в отместку за «непокорность» Довгия следователи подослали к нему владельца Инвестсоцбанка Валитова, который на двух встречах говорил с ним о якобы переданных 750 тыс. евро. Разговоры записали на диктофон, после чего уволенного главу ГСУ арестовали и предъявили обвинения. В последнем слове Довгий сказал, что больше не будет работать в правоохранительных органах и намерен стать правозащитником.