Столичные сотрудники правоохранительных органов ведут расследование похищения сына вице-президента «Роснефти» Михаила Ставского, 19-летнего Михаила. Информация об этом похищении появилась в понедельничном номере «Новой газеты». Как пишет издание, студента Университета нефти и газа имени Губкина похитили еще 13 апреля. Двое неизвестных, сообщает газета со ссылкой на анонимного сотрудника спецслужб, схватили юношу прямо у выхода из вуза, затолкали в автомобиль и скрылись в неизвестном направлении. Поисками молодого человека поначалу занималась служба безопасности «Роснефти», но вскоре к ней подключились сотрудники уголовного розыска МВД РФ.
За сына топ-менеджера нефтяной компании якобы уже потребовали выкуп в размере 50 млн евро.
По данным «Новой газеты», за похищением может стоять некий Денис Шилин – глава преступной группировки, специализирующейся на похищениях людей. Одно время Шилина знали как приморского криминального авторитета по прозвищу Шило. Он входил в число соучредителей казино в Хабаровске, а затем перебрался в Москву, где занялся продажей контрабандного мяса. Контрабандный товар, идущий из Китая через Приморье и другие прилегающие к границе территории, уже стал причиной нескольких крупных скандалов, в результате которых лишались своих постов высокопоставленные генералы спецслужб.
В 1995 году Шилина объявили в федеральный розыск. Находясь на нелегальном положении, он сколотил банду и занялся похищениями людей. Предположительно, с 2003-го по 2007 год банда взяла в заложники восемь москвичей. По другим данным — 15. Цена выкупа составляла от $1 млн до $7 млн. В 2005 году при передаче в Парекс-банке части выкупа Шилина взяли с поличным, но на следующий день по неизвестным причинам отпустили на свободу. Сейчас Шилин повторно объявлен в федеральный розыск. По данным издания, он скрывается в курортном городке Кармело в Уругвае, а в Москве живут его супруга и дочь.
Собеседники «Новой газеты» в спецслужбах считают, что похищение сына Ставского, который входит в команду вице-премьера РФ Игоря Сечина (в «Роснефти» является председателем совета директоров) свидетельствует либо о «полной отмороженности похитителей», либо о том, что у них имеются высокие покровители в силовых структурах. Не исключено, что похищение Михаила Ставского – это попытка оказать давление на отца в нефтегазовом бизнесе.
Первую половину понедельника сотрудники правоохранительных органов и пресс-служба «Роснефти» предпочитали информацию о похищении не комментировать. В университете, где учился сын топ-менеджера, «Газете.Ru» сказали, что «Михаил достаточно давно не появляется на лекциях, но обсуждать это сейчас не стоит».
Сотрудники уголовного розыска МВД РФ в неформальных беседах отмечали, что «о факте похищения знают, но информация будет позднее».
В ФСБ РФ отрезали, что «за комментариями нужно обращаться к журналисту «Новой газеты», а не к ним». Однако позднее официальные представители ГУВД выступили с официальным заявлением, в котором попросили журналистов не пытаться выяснить дальнейшую судьбу похищенного юноши, поскольку это может навредить заложнику. В свою очередь, в Следственном комитете при прокуратуре (СКП) РФ «Газете.Ru» сообщили, что «какое-то заявление будет готово не раньше вторника, а пока говорить о похищении не нужно».
Последнее громкое похищение в России произошло в 2002 году — тогда жертвой стал вице-президент НК «ЛУКойл» Сергей Кукура.
Шестеро вооруженных человек в черных масках с прорезями для глаз остановили в подмосковном поселке Внуково лимузин, в котором находились Кукура, его водитель и охранник. Скрутив их, неизвестные вкололи им снотворное. Телохранителя и шофера похитители бросили в лесу, а вице-президента «ЛУКойла» увезли, сменив по дороге несколько машин, в Хиславический район Смоленской области. Там предприниматель провел десять дней, после чего его вывезли на юг Брянской области и отпустили, не дождавшись требуемого от руководителей «ЛУКойла» выкупа в размере $3 млн и 3 млн евро. Как и в случае с похищением сына вице-президента «Роснефти», поначалу поисками Кукуры занималась служба безопасности нефтяной компании. Позднее к ней подключились следователи Московской областной прокуратуры.
Расследование никак не продвигалось: по неизвестным причинам Кукура отказывался давать свидетельские показания. Вскоре его пришлось вообще приостановить.
Однако спустя месяц после похищения предпринимателя в Смоленской области произошло убийство местного авторитета Владимира Винокурова, также известного по прозвищу Винокур. Неизвестные расстреляли его, когда Винокур на своем джипе выезжал на дорогу Смоленск — Брянск. Следователи изначально предположили, что Винокурова убили из мести: авторитет, по версии следствия, имел непосредственное отношение к убийству своего единственного конкурента в регионе – Тиграна Петросяна. Помимо убийства армянского авторитета за бандой Винокура числился целый ряд убийств местных бизнесменов.
Эти версии не подтвердились, зато расследованию похищения вице-президента «ЛУКойла» был снова дан ход. Как выяснилось, убийцами авторитета стали члены его же банды, а мотивом убийства – разногласия по поводу похищения Кукуры. В 2003 году в Подмосковье был задержан первый подозреваемый. Юрий Стаценко был «правой рукой» Винокура. Он сразу же согласился сотрудничать со следствием и рассказал, что распоряжение похитить Кукуру лично дал Винокуров. Стаценко также рассказал, что вместе с ним в похищении участвовал и другой член банды Винокура – Игорь Рябоконь. Он также был арестован и согласился сотрудничать со следствием. Стаценко и Рябоконь рассказали сотрудникам правоохранительных органов, что убийство Винокура – следствие конфликта внутри банды.
Как оказалось, когда глава преступной группировки узнал, что Стаценко принял решение отпустить Кукуру, он пришел в ярость и решил убить своего подчиненного, но тот его опередил.
Почему вице-президента «ЛУКойла» отпустили — неясно до сих пор. По одной из версий, похитители испугались поднятого в прессе шума, по другой – они все же получили часть выкупа от компании и решили не делиться с главарем. После этого, в 2004 году, свидетельские показания начал давать и сам Кукура, подтвердив сказанное Стаценко и Рябоконем. В итоге в 2006 году оба были оправданы по эпизоду с похищением Кукуры, но признаны виновными в убийстве. Рябоконя приговорили к 20 годам лишения свободы, а Стаценко – к 19.