В понедельник утром в Басманном суде Москвы началось оглашение приговора руководителям компании «Социальная инициатива». Директор Николай Карасев, его супруга и заместитель Наталья, их дочь Лариса Мошкина, возглавляющая правовое управление компании, и главный бухгалтер Сергей Литовченко обвиняются ст. 159 УК РФ (мошенничество) и ст. 174.1 УК РФ (легализация денежных средств, полученных преступным путем). По данным следствия, участники преступной группы успели обманным путем выманить около 1,2 млрд рублей почти у 800 соинвесторов, обещав взамен построить жилье на бульваре Маршала Рокоссовского в Москве. Однако в строительство домов обвиняемые реально вложили лишь 44 млн рублей, а остальные деньги похитили.
Окончательное заседание по делу сотрудников «Социальной инициативы» уже приходилось переносить: судья просто не успевал дописать приговор.
На этот раз суд признал Карасевых, Мошкину и Литовченко виновными в мошенничестве и легализации средств, полученных преступным путем.
«Суд установил, что подсудимые совершили мошенничество, то есть хищение чужого имущества путем обмана с использованием своего служебного положения», — цитирует судью «Интерфакс». Как сказано в приговоре, мошенничество совершалось при заключении договоров с соинвесторами на строительство жилья: чтобы привлечь вкладчиков, подсудимые предлагали инвестировать гораздо меньшие суммы, чем те, что были реально необходимы для строительство жилья, а также не сообщали обманутым вкладчикам об отсутствии разрешительных документов на строительство.
По данным следствия, к 2005 году «Социальная инициатива» уже имела филиалы в 15 регионах России, а ее вкладчиками стали более 7 тыс. человек, инвестировавших средства в строительство около 200 объектов недвижимости. В 2006 году темпы строительства резко замедлились, а некоторые стройки и вовсе оказались заморожены. Хотя компания пыталась объяснить дольщикам, что всему виной общая ситуация на строительном рынке, их этот аргумент не убедил. Недовольство соинвесторов росло, иногда выливаясь в акции протеста. Одной из самых заметных из них стала голодовка в палаточном городке на Горбатом мосту возле дома правительства. Ее участники требовали, чтобы их спор с «Социальной инициативой» разрешило государство. В частности, соинвесторы просили власти помочь компании выполнить ее обязательства и не допустить ее банкротства.
В 2006 году Карасевых, Мошкину и Литовченко арестовали. Спустя два года после начала расследования, в 2008 году, в отдельное производство было выделено уголовное дело о мошеннических действиях компании в Москве. Следователи объясняли это большим количеством материалов и потерпевших в основном деле — расследование по нему до сих пор не закончено.
Судья зачитывала приговор почти до 20.00, но о том, какие сроки получат подсудимые, ни они сами, ни собравшиеся в зале репортеры так и не узнали. Из-за большого объема текста, оглашение приговора было решено перенести на вторник.
Напомним, что в ходе прений сторон прокуроры потребовали приговорить Карасева к 12 годам колонии строгого режима, его супругу – к 11 годам в колонии общего режима, а их дочь и бухгалтера Литовченко – к 10 годам в колонии общего режима.
Депутат Госдумы Александр Хинштейн, руководящий рабочей группой «Единой России» по защите прав вкладчиков и дольщиков, считает, что приговор, который вынесут подсудимым, в любом случае «будет справедливым и адекватным». «Гособвинение запросило Николаю Карасеву 12 лет лишения свободы, это достаточный срок, чтобы Карасев хорошо обдумал то, что он совершил», — сказал Хинштейн «Газете.Ru».
Однако пострадавшие по делу «Социальной инициативы» признаются: какой бы приговор ни был вынесен подсудимым, похищенные деньги им не вернуть.
«Приговор Карасевым, Мошкину и Литовченко к решению нашей проблемы никакого отношения не имеет. Мы просто потеряли деньги, и никто нам нашу недвижимость не достроит», — сказал «Газете.Ru» лидер инициативной группы дольщиков «Социальной инициативы» Москвы и Московской области Сергей Королев. «Да, есть единичные случаи, когда муниципальные органы помогали что-то достраивать, но это не то. Наши деньги пропали, — добавил он. — Я не сомневаюсь в виновности подсудимых, но я также уверен, что в этом виноваты власти, которые часто выдавали компании разрешения на строительство, а потом не следили, идет ли оно в действительности, а также не проверяли, куда реально уходят деньги соинвесторов».