Юрий Лужков наложил вето на принятый 15 апреля Мосгордумой закон «Об уполномоченном по правам человека в Москве». Документ должен поступить в Мосгордуму на этой неделе. Как рассказал уполномоченный по правам ребенка в Москве Алексей Головань, по его информации, причина вето — норма об упразднении в городе института детского омбудсмена.
Напомним, что 15 апреля Мосгордума приняла закон, вводящий институт уполномоченного по правам человека в столице. Одновременно с 1 октября упразднялась должность столичного уполномоченного по правам ребенка, которую занимает сейчас Головань. Причем изначально в законопроекте ничего не говорилось о детском омбудсмене. Не вносилось соответствующих поправок ни ко второму, ни даже к третьему чтению. И лишь в самый последний момент руководитель фракции «Единая Россия» Андрей Метельский предложил признать с 1 октября утратившим силу закон от 3 октября 2001 «Об уполномоченном по правам ребенка в городе Москве».
Такой поворот стал неприятной неожиданностью даже для депутатов-единороссов, однако, подчинившись партийной дисциплине, фракция проголосовала за. Голосование немногочисленной оппозиции против изменить ничего уже не могло. Позже, отвечая на вопросы журналистов, председатель Мосгордумы Владимир Платонов объяснил появление устной поправки тем, что накануне, «еще раз знакомясь с документами, мы обнаружили, что не решен вопрос с уполномоченным по правам ребенка». По его словам, в Москве не нужны два аппарата уполномоченного, и служба детского омбудсмена вполне может войти во вновь создаваемый институт.
По мнению самого Алексея Голованя, в решении парламента нет никакой логики.
По его словам, у омбудсменов общей компетенции на детей не хватает ни сил, ни времени. А вопросы защиты детей в их докладах занимают максимум две странички. Кроме того, на сегодняшний день нет и оснований для прекращения полномочий детского омбудсмена. «Полномочия уполномоченного заканчиваются тогда, когда на его должность назначается новый человек, или в связи с такими очевидными вещами, как отставка, болезнь или смерть, других вариантов нет», — объяснил Головань. Но, даже если городские власти примут такое решение, должен быть какой-то переходный период, считает он.
«Надо, чтобы обе службы какое-то время поработали параллельно, чтобы понять, хватает ли у нового института ресурсов для защиты взрослого населения, — считает Головань. — Потому что не успеет уполномоченный по правам человека выйти из стен Мосгордумы, как ему начнут обрывать телефоны люди, пострадавшие от неправомерных действий судебной системы, бездомные военнослужащие и огромное количество других нуждающихся в помощи граждан».
Комментируя предположение журналистов, что успешно работающий институт ликвидируют из-за того, что сам детский омбудсмен очень неудобный для властей человек, Головань заявил, что «в лесу должны быть не только зайцы, но и волки». «На прокурора ведь никто не обижается, потому что это его работа, и у нас такая работа, — заявил он. —
Я знаю, что руководители ряда муниципалитетов, которых мы ругали, направили обращения к мэру с просьбой сохранить нашу службу. Потому что мы не просто критикуем, но и помогаем им решать многие проблемы».
По словам автора законопроекта «Об уполномоченном по правам человека в Москве» депутата Евгения Бунимовича, в этом документе ничего не сказано об институте детского омбудсмена, так как должность уполномоченного по правам детей уже семь лет существует на основании отдельного закона. И принятая в авральном порядке норма об упразднении этой должности создала полный правовой вакуум в вопросе защиты прав детей в столичном регионе. Кроме того, согласно новому закону, уполномоченный по правам человека в Москве должен быть избран только после 1 октября, и еще год уйдет на создание аппарата.
По словам Бунимовича, такой важный политический шаг, как введение института уполномоченного в столице, был сведен единороссами к хозяйственному вопросу. «Конечно, в стране кризис, и неизвестно, какой бюджет мы будем принимать осенью. Но вопросы хозяйственной деятельности можно было бы решить потом, когда появится новый омбудсмен, — считает Бунимович. — В конце концов, у них мог бы быть один юридический аппарат».
Как объяснил Бунимович, на сегодняшний день право вето — единственный способ изменить закон.
В ходе обсуждения законопроекта исполнительная власть могла взять его на заключение и вернуть уже со своими поправками, но, коль документ принят в целом, остается только вето. По его словам, документ с поправками мэра должен поступить в Мосгордуму со дня на день, но пока депутаты эти поправки еще не видели.
Получить комментарии по тексту поправок в мэрии оперативно не удалось.
Что до причин вето, то, скорее всего, пойти на попятную городские власти заставил мощный общественный резонанс.
Совершенно очевидно, что руководство Мосгордумы не могло принять такое решение, не согласовав его с исполнительной властью. Однако в мэрии недооценили авторитет службы уполномоченного. Решение Мосгордумы упразднить в Москве институт уполномоченного по правам ребенка публично осудила в том числе Общественная палата РФ, назвав его «демаршем, идущим вразрез с социальной политикой государства».
Еще четыре года назад в России была создана Ассоциация уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ. Председателем ассоциации с момента создания до настоящего времени является уполномоченный по правам ребенка в Москве. О проблемах защиты детей постоянно говорит президент Дмитрий Медведев, вносит в Думу соответствующие законопроекты и даже обсуждает с генпрокурором их правоприменительную практику.
На специальном совещании 16 марта, посвященном проблеме преступлений против детей, президент потребовал создания нормальной системы их защиты, в том числе и по примеру деятельности уполномоченных по правам детей, существующих уже 23 субъектах РФ. Даже в тот момент, когда столичный парламент голосовал за упразднение должности детского омбудсмена, Головань был в Кремле, на заседании совета по развитию институтов гражданского общества с участием президента.
Не подумали столичные законодатели и о международном имидже.
Институт уполномоченного по правам ребенка в городе Москве с 2004 года является постоянным и полноправным членом Европейской сети детских омбудсменов (ENOC). Детский омбудсмен представляет в ENOC не только Москву, но и страну в целом. Кроме того, у Москвы есть договор с фондом ООН ЮНИСЕФ об участии в международной программе «Города, доброжелательные к детям», один из пунктов которого — обязательное наличие института детского омбудсмена.