Петербургское управление СКП закончило расследование убийства олимпийского чемпиона Сеула по велоспорту Дмитрия Нелюбина и в пятницу сообщило о передаче дела в городской суд Санкт-Петербурга. Дата первого заседания пока не назначена. В преступлении, которое было совершено четыре с половиной года назад, обвиняются двое братьев из Кабардино-Балкарии.
Как рассказали «Газете.Ru» в управлении СКП, 24-летнему Алиму Ажагоеву предъявлено обвинение в убийстве из хулиганских побуждений, а 25-летнему Эдику Ажагоеву — в хулиганстве и укрывательстве преступления.
Нелюбина убили на улице Льва Толстого в ночь на 1 января 2005 года. Спортсмен праздновал Новый год с друзьями Игорем и Викторией Смирновыми. Как позже рассказали следователям супруги Смирновы, они вышли гулять, устроили фейерверк и громко смеялись. В разгар веселья к Нелюбину и его друзьям подошла компания молодых людей. Один из незнакомцев спросил спортсмена: «Чего кричишь?» — а когда Нелюбин ответил: «С Новым годом!» — его несколько раз ударили ножом. Истекающий кровью велосипедист упал на снег, а нападавшие скрылись. Смирновы вызвали «скорую», которая увезла Нелюбина в Военно-медицинскую академию. На следующий день он скончался в реанимации, не приходя в сознание.
Друзья погибшего спортсмена рассказали следователям, что преступники, которые, по их словам, были «нерусской национальности», убежали с места происшествия в сторону студенческого общежития — на улице Льва Толстого расположен Первый мединститут Петербурга. Сыщики составили подробный фоторобот подозреваемых и в первую очередь принялись прочесывать общежития. Оказалось, что двое подозреваемых действительно были студентами: они учились на врачей и жили в общежитии. Однако задержать их не удалось: по словам следователей, нападавшие уже утром 1 января узнали из газет, кого они убили, и уехали из Петербурга. К делу пришлось подключать оперативников из других регионов России.
После убийства Нелюбина петербургские националисты заявляли, что правоохранительные органы намеренно затягивают расследование. По их мнению, «убийц-инородцев» никто искать не собирался, чтобы не «осложнять отношения с кавказскими диаспорами».
Поиски предполагаемых преступников велись четыре года.
В декабре 2008 года в Нальчике, Москве и Петербурге были задержаны и арестованы четыре человека: 24-летний Алим Ажагоев, его брат 25-летний Эдик Ажагоев (к тому времени он закончил учебу в Петербурге и уехал на родину, в Кабардино-Балкарию), 24-летний Алимбек Емгахов и 19-летний юноша, которому на момент преступления было 16 лет, а потому его имени следователи не сообщают. Дело в отношении Емгахова и 19-летнего подельника предполагаемых убийц выделено в отдельное производство, расследование пока не завершено.
Что касается уже переданного в суд дела, следствие пока умалчивает о том, какие улики против братьев Ажагоевых в нем есть. Известно, что нож, которым был зарезан Нелюбин, уничтожен. «1 января 2005 года с целью сокрытия совершенного преступления Алим Ажагоев совместно с Эдиком Ажагоевым и Емгаховым, находясь в помещении общежития Петербургского государственного медицинского университета имени академика Павлова, уничтожили орудие преступления. Они сломали нож на куски, после чего каждый из указанных лиц выкинул отдельные фрагменты ножа в унитаз санитарного узла данного общежития», — рассказали «Газете.Ru» в следственном управлении.
Сами обвиняемые не отрицают, что участвовали в драке, но заявляют, что приняли Нелюбина за неонациста.
Согласно показаниям Ажагоевых, в новогоднюю ночь, которую они проводили в общежитии, к ним прибежал знакомый и рассказал, что на улице на него напали скинхеды. Студенты выбежали из общежития и, якобы приняв велосипедиста и его друзей за неонацистов, решили с ними «разобраться». Если вина подозреваемых будет доказана, Алиму Ажагоеву за убийство грозит от 8 лет лишения свободы до пожизненного заключения. Его брату — до 5 лет за хулиганство и до 2 лет за укрывательство преступников.