Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) просит Генпрокуратуру возбудить уголовное дело по факту незаконной охоты чиновников на горных баранов на Алтае. Вертолет Ми-171, с которого высокопоставленные пассажиры стреляли в животных, разбился в горах 9 января этого года.
Спустя четыре месяца после аварии Росприроднадзор официально признал, что чиновники, среди которых был полпред президента России в Госдуме Александр Косопкин, охотились на животных, занесенных в Красную книгу.
«Росприроднадзор как организация, координирующая деятельность органов исполнительной государственной власти субъектов федерации в области охраны и использования животного мира, обратился в Генеральную прокуратуру России с просьбой принять меры прокурорского реагирования и возбудить уголовное дело по факту незаконной охоты и уничтожения трех особей алтайского горного барана (аргали)», — говорится в официальном сообщении ведомства. В Генпрокуратуре «Газете.Ru» сообщили, что видели заявление Росприроднадзора в СМИ, но само письмо пока не получили. «Так что о мерах реагирования говорить пока рано», — добавил сотрудник пресс-службы.
На борту вертолета Ми-171 авиакомпании «Газпромавиа», который разбился в горах Алтая, находились три члена экипажа и восемь пассажиров. В авиакатастрофе погибли семь человек, в том числе полпред президента Косопкин. Четверо, включая вице-премьера Республики Алтай Анатолия Банных, выжили. После крушения в интернете появились фотографии застреленных животных среди обломков вертолета. Экологи сразу заявили, что это архары, занесенные в российскую и международную Красную книгу, и потребовали привлечь выживших пассажиров вертолета к ответственности по ст. 258 УК РФ (незаконная охота). Однако Росприроднадзор тогда ограничился сообщением, что лицензии на охоту на архаров чиновники не получали, но требовать возбуждения дела не стал. Следственный комитет при прокуратуре начал расследование лишь по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта), которая предусматривает наказание до 7 лет лишения свободы. Следствие ведется до сих пор.
«Поведение Росприроднадзора иначе как странным не назовешь. В январе, когда возбудить дело требовали мы и WWF, они, грубо говоря, отмазались, что не давали никаких разрешений, и на этом все закончилось. Когда мы несколько раз обращались в Следственный комитет и прокуратуру, поддержки со стороны Росприроднадзора не чувствовалось», — рассказал «Газете.Ru» в понедельник эксперт экологической организации «Гринпис России» Михаил Крейндлин. Он сообщил, что следственные органы и Генпрокуратура отвечали на запросы экологов дважды, в феврале и в марте, и оба раза «уклончиво»: участники расследования поясняли, что «проверяют все обстоятельства в рамках существующего дела, но в отдельное производство по статье о незаконной охоте материалы не выделялись».
«Либо это какой-то сомнительный пиар-ход, либо Росприроднадзору дали указание сверху устроить образцово-показательное дело. Правда, в то, что расследование на самом деле начнется, мне не очень верится», — заявил Крейндлин.
О том, что обвинение выжившим пассажирам вертолета в браконьерстве могут предъявить только «сверху», эксперты заявляли и ранее. Об этом заговорили в марте, когда выживший в катастрофе Банных признался в незаконной охоте и подал в отставку. На встрече в общественной палате Алтайского края Банных рассказал, что к охоте готовились полгода и у начальника республиканского Росприроднадзора Виктора Каймина (он погиб в результате катастрофы) имелись все необходимые разрешительные документы. По словам Банных, он сам не знал, что охотиться придется именно на архаров, и оружия при себе не имел. «Охота на архаров подпадает под УК. Есть масса фотографий и свидетельств очевидцев, но дело почему-то не возбуждено. Судя по всему, решать будет Кремль. Сейчас мы на практике убедимся, действительно ли в России работает верховенство закона или это все разговоры», — прокомментировал заявление Банных экс-депутат Госдумы от Алтайского края Владимир Рыжков, назвав его отставку «правильным поступком».
Впрочем, бывший замглавы Росприроднадзора Олег Митволь считает, что следователи ждут «отмашки» не от Кремля, а от собственного руководства.
«Это внутренняя самоцензура, если хотите, стесняются, видимо, коллеги из СКП заводить дело на чиновников», — сказал Митволь «Газете.Ru». По его словам, основания для уголовного преследования выживших пассажиров Ми-171 есть и понятно это было еще несколько месяцев назад. «Я видел материалы доследственной проверки, в них есть материал на три уголовных дела: помимо незаконной охоты установлено, что на борту вертолета находился боевой автомат Калашникова и из него велась стрельба. Кроме того, участники этого мероприятия с непонятной целью сняли на камеру несколько десятков километров государственной границы, что также запрещается делать без специального разрешения», — рассказал экс-заместитель главы Росприроднадзора, назвав сегодняшнее заявление бывшего руководства «попыткой пропиариться».
В самом ведомстве, откуда Митволь после нескольких неудачных попыток руководства отправить его в отставку уволился по собственному желанию 13 апреля этого года, говорят лишь об охоте на архаров, как о «факте, не вызывающем сомнения», оставляя расследование остальных нарушений в компетенции следователей. Свою позднюю реакцию на события четырехмесячной давности Росприроднадзор объясняет спецификой организации работы ведомства.
По словам пресс-секретаря Росприроднадзора Анны Мидоян, инициировать проверку должен был Алтайский комитет по охране животного мира, но он этого не сделал.
«Полномочия алтайского комитета не исполнялись, о чем мы узнали в ходе внеплановой проверки, и теперь требуем сами возбудить дело по ст. 258 УК РФ. Письмо уже направлено в Генпрокуратуру», — сообщила Мидоян «Газете.Ru». Почему такую проверку руководители Росприроднадзора не назначили сразу, как только стало известно, что среди находившихся в вертолете чиновников был глава комитета по охране животного мира Республики Алтай Каймин, в ведомстве не пояснили.
Бывший чиновник Росприроднадзора Митволь считает, что ответственность должны нести не только выжившие пассажиры Ми-171, но и губернатор Республики Алтай Александр Бердников. «Я не понимаю, почему он не написал заявление об отставке», — заявил Митволь, отметив, что Бердников принимал участие в подготовке к охоте. Ранее губернатор, которому подобные вопросы уже задавались, сам обратился в республиканскую прокуратуру с просьбой направить в Генпрокуратуру РФ официальный запрос, чтобы установить степень собственной причастности к организации охоты кремлевских чиновников. Официальных данных о результатах этой проверки пока нет.