В понедельник в ходе прений по делу военного судьи Владимира Букреева, которые уже три дня продолжаются в Московском гарнизонном суде, прокурор Рамил Шакуров попросил председательствующего судью Виталия Чижика приговорить подсудимого к 10 годам лишения свободы. Об этом «Газете.Ru» сообщил пресс-секретарь Московского окружного военного суда Александр Минчановский. «Кроме того, гособвинитель потребовал на три года лишить Букреева права заниматься организационно-распорядительными функциями на военных должностях», – рассказал Минчановский. Прокурор Шакуров также считает, что подсудимого нужно лишить всех воинских наград (за 20 лет работы судьей Букреева награждали медалями 8 раз) и звания полковника юстиции.
Десять лет, которые потребовал прокурор, — максимальный срок, грозивший Букрееву.
Бывшего судью Северо-Кавказского окружного военного суда Букреева, который в 2003 году за похищение и убийство чеченки Эльзы Кунгаевой приговорил к 10 годам колонии строгого режима экс-полковника Юрия Буданова, обвиняют по п. «б» ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество в крупном размере). По версии следствия, бывший судья получил от подсудимого по одному из уголовных дел взятку, пообещав, что поможет ему избежать реального срока и отделаться штрафом. Мошенником участники расследования объявили Букреева потому, что реально повлиять на судьбу подсудимого-взяточника судья не мог, поскольку не вел это дело.
Этим подсудимым был бывший начальник продовольственной службы Северо-Кавказского военного округа (СКВО) полковник Сергей Серкин, дело против которого рассматривалось в 2003 году. Начпрод попался на махинациях со свежезамороженной рыбой путассу. Он купил для военных частей СКВО 3 тыс. тонн этой рыбы по завышенной цене, несмотря на то что поставки мороженой путассу в войска вовсе запрещены. Серкин обвинялся в халатности, и ему грозило реальное лишение свободы. Помочь избежать срока, как считают следователи Главной военной прокуратуры (ГВП), ему пообещал Букреев. В марте 2003 года он якобы требовал от Серкина $150 тыс. Посредником, передававшим деньги судье, был заместитель московского городского военного прокурора Сергей Мирошниченко. Ростовский гарнизонный военный суд вскоре вынес Серкину приговор – 100 тыс. рублей штрафа.
Вторую взятку Букреев якобы получил за то, чтобы не допустить отмены слишком мягкого приговора Серкину, который прокуратура обжаловала в вышестоящей инстанции. Подсудимый на этот раз обратился к Букрееву через другого посредника — заместителя военного прокурора СКВО Шарифа Ахмедова. Судья и прокурор, как считает следствие, потребовали от Серкина $50 тыс. Пятую часть суммы Ахмедов забрал себе, а остальное передал Букрееву.
Все пункты обвинения прокурор Шакуров еще раз напомнил в ходе прений сторон — завершающей стадии процесса, после которой судья Чижиков удалится для вынесения приговора. Прения в Московском гарнизонном военном суде начались еще в минувший четверг и длятся уже три дня. Гособвинителю пришлось перечислять все, о чем в суде говорилось полтора года — разбирательство по делу Букреева длится с декабря 2007 года. В уголовном деле 44 тома, протокол судебных заседаний занял более 5 тыс. страниц. Преступление Букреева Шакуров охарактеризовал как особо тяжкое, напомнил, что оно должно «сурово караться», и подкрепил свое высказывание цитатами из классиков и современников. «Еще в Древней Греции великий философ Аристотель высказался о преступлениях против собственности как о преступлениях, ведущих к избытку, а не к необходимости, — торжественно читал речь военный прокурор. — А президент России Дмитрий Анатольевич Медведев отметил, что вопрос коррупции является очень сложным и важным. Расставаться с такими госслужащими надо без промедления».
От цитат гособвинитель перешел к подробному анализу свидетельских показаний, в том числе Ахмедова и Мирошниченко, которые после возбуждения уголовного дела против Букреева автоматически перешли из категории подозреваемых в свидетели и вместе с Серкиным дали показания против Букреева в суде. Еще одним доказательством виновности бывшего судьи военная прокуратура считает распечатки телефонных переговоров Букреева с Мирошниченко (судью стали прослушивать еще в 2004 году, когда он попал в поле зрения следствия). «Там матерные слова есть, я их буду по первым буквам называть, — извинился перед участниками процесса прокурор. — Вот, например, разговор Букреева с Мирошниченко 27 октября 2005 года. Мирошниченко: «Хорошего мало, Вова. Дали команду меня закрыть». Букреев: «В связи с чем?» Мирошниченко: «Говорят, что я денег взял, на х.., для передачи». Букреев: «Кстати, ты мне ничего не давал». Мирошниченко: «Это понятно, на х.. . Но что мне-то делать, б.... Могиканином этим, что ли, быть. Получается, я один мошенник, б... с... на х.... Вова, я понимаю, что мы один на один были, но когда я-то брал деньги, там люди видели».
По мнению прокурора Шакурова, эти разговоры, а также показания многочисленных свидетелей полностью доказывают вину бывшего судьи Букреева.
Сам подсудимый уверен, что «ничего противоправного не совершал».
«Все так называемые доказательства сфальсифицированы либо недостоверны», — коротко прокомментировал он услышанное в прениях. Букреев также сказал «Газете.Ru», что сам в прениях сторон выступать не будет, предоставив возможность говорить адвокату. «Мы будем, разумеется, настаивать на оправдательном приговоре», — заявил «Газете.Ru» защитник Букреева Леонид Бондаренко, отказавшись более подробно говорить о стратегии выступлений в прениях: «Вы все услышите в процессе». Прежде чем дадут слово адвокату, перед судом выступит второй гособвинитель Юрий Хализов. Прения сторон продолжатся в гарнизонном суде во вторник.