В четверг в Московском гарнизонном военном суде пройдут прения по делу в отношении судьи Владимира Букреева — бывшего заместителя председателя Северо-Кавказского окружного военного суда. Об этом «Газете.Ru» сообщили в пресс-службе Московского окружного военного суда (МОВС). Полковника юстиции Букреева, который в 2003 году за похищение и убийство чеченки Эльзы Кунгаевой приговорил к 10 годам колонии строгого режима экс-полковника Юрия Буданова, судят за мошенничество. По версии следствия, бывший судья получил от подсудимого по одному из уголовных дел взятку, пообещав, что поможет ему избежать реального срока и отделаться штрафом. Мошенником участники расследования объявили Букреева потому, что реально повлиять на судьбу подсудимого-взяточника судья не мог, поскольку не вел это дело.
Уголовное дело против Букреева возбудили в 2005 году. К тому времени судья уже ушел в отставку по собственному желанию (это случилось в 2004 году). Находящегося на заслуженном отдыхе бывшего зампреда Северо-Кавказского суда обвинили в получении сразу двух взяток от одного из подсудимых, дело против которого рассматривалось в 2003 году. Этим подсудимым был бывший начальник продовольственной службы Северо-Кавказского военного округа (СКВО) полковник Сергей Серкин. Начпрод попался на махинациях со свежезамороженной рыбой путассу. Он купил для военных частей СКВО 3 тыс. тонн этой рыбы по завышенной цене, несмотря на то, что поставки мороженой путассу в войска вовсе запрещены. Серкин обвинялся в халатности, и ему грозило реальное лишение свободы. Помочь избежать срока, как считают следователи Главной военной прокуратуры (ГВП), ему пообещал Букреев. В марте 2003 года он якобы требовал от Серкина $150 тыс. Посредником, передававшим деньги судье, был заместитель московского городского военного прокурора Сергей Мирошниченко. Ростовский гарнизонный военный суд вскоре вынес Серкину приговор — 100 тыс. рублей штрафа.
Следователи считают, что Букреев не мог повлиять на ход рассмотрения дела: он в Ростовском суде не работал и Серкина не судил.
В этом, по мнению следствия, и заключается мошенничество Букреева — он лгал и посреднику Мирошниченко, и подсудимому, что может помочь, а когда дело само собой закончилось мягким приговором, приписал эту заслугу себе.
Информацию о ходе процесса Букреев якобы получал от своей знакомой Ирины Кочетковой — председательствующей судьи по делу Серкина. Кочеткова, ничего не подозревая, рассказывала коллеге по цеху, что за дело рассматривает, а Букреев, используя ее рассказы, при общении с Мирошниченко и Серкиным делал вид, что держит ситуацию под контролем.
Вторую взятку Букреев якобы получил за то, чтобы не допустить отмены слишком мягкого приговора Серкину, который прокуратура обжаловала в вышестоящей инстанции. Подсудимый на этот раз обратился к Букрееву через другого посредника — заместителя военного прокурора СКВО Шарифа Ахмедова. Судья и прокурор, как считает следствие, потребовали от Серкина $50 тыс. Пятую часть суммы Ахмедов забрал себе, а остальное передал Букрееву.
Первым подозреваемым по уголовному делу стал как раз Ахмедов, а потом, опираясь на его показания, сотрудники военной контрразведки провели обыск у Букреева и нашли в банковской ячейке его сына $40 тыс. Еще $150 тыс., якобы полученные судьей, он успел потратить, считают следователи. «Похищенные у Серкина деньги Букреев потратил на посещение ресторанов, приобретение дорогостоящих материальных ценностей, спиртных напитков, проведение свободного времени и отпуска с подчиненной по службе Кочетковой», — официально объявили представители ГВП. Как только в деле появился главный фигурант, Ахмедов и Мирошниченко автоматически перешли из категории подозреваемых в свидетели и теперь вместе с Серкиным дают показания против Букреева в суде.
Следственные действия против Букреева начались в ноябре 2005 года, а через год Высшая квалификационная коллегия судей (ВККС) дала санкцию на его арест. На судью — с этого момента бывшего — надели наручники в Москве и отправили в столичное СИЗО № 5. Защита Букреева протестовала против содержания обвиняемого под стражей: адвокаты настаивали, что уголовное преследование экс-судьи ведется незаконно, от следствия он «как законопослушный человек» скрываться не собирается, а кроме того, у Букреева имеется серьезное хроническое заболевание — цевикальная ишемическая ниелопатия, то есть инфаркт спинного мозга. Следователи же настаивали: Букреев намерен скрыться, кроме того, он пользуется «большим авторитетом в Ростове-на-Дону и может повлиять на ход расследования». Следствие закончилось в августе 2007 года, и экс-судью отпустили под подписку о невыезде. Рассмотрение дела в суде началось через полгода, в декабре 2007-го.
Процесс длился почти полтора года, между заседаниями Московского гарнизонного суда постоянно объявлялись большие перерывы. Адвокаты обвиняли следствие в намеренном затягивании дела и повторяли: суд должен проходить в Ростове-на-Дону, а не в столице. Из-за того, что дело по настоянию стороны гособвинения слушалось в Москве, свидетели (более 70 человек) являлись на заседания нерегулярно, а подсудимый Букреев, чтобы участвовать в процессе против себя самого, был вынужден снять в столице квартиру.
Как и в ходе следствия, в суде бывший судья настаивает на своей невиновности. Он называет доказательства сфальсифицированными, их оценку — предвзятой, а процесс, по его мнению, проходит с многочисленными нарушениями. Ожидается, что его адвокаты в четверг будут требовать полного оправдания Букреева, в то время как прокурор может потребовать для него до 10 лет лишения свободы — мошенничество, по версии следствия, экс-судья совершил в крупном размере.
Сам бывший судья, находящийся на скамье подсудимых уже второй год, напрямую не связывает свое преследование с громким делом полковника Буданова, признанного в июле 2003 года виновным в похищении и убийстве Кунгаевой. Бывший командир 160-го танкового полка Минобороны РФ Буданов также был лишен звания полковника, ордена Мужества и права занимать определенные должности в течение трех лет.
По данным правозащитных организаций, в хода процесса над Будановым на Букреева пытались оказывать давление, а уголовное дело против судьи правозащитники прямо называют «местью военных за своего сослуживца».
После 8,5 года заключения в январе 2009 года Буданов вышел на свободу — суд Дмитровграда, где бывший военный отбывал наказание, удовлетворил его прошение об УДО. Сейчас местонахождение Буданова неизвестно.