В Санкт-Петербурге в рамках расследования дела «Трех китов» задержаны пять сотрудников Балтийской таможни. «Задержания произошли на Балтийской таможне, относящейся к Северо-Западному таможенному управлению (СЗТУ). Работала бригада следователей центрального аппарата СКП», — сказала «Газете.Ru» старший помощник северо-западного транспортного прокурора Екатерина Мерешова. По данным источника «Газеты.Ru» в таможне, четверо задержанных — женщины, пятый — мужчина. По некоторым данным, нескольких из них уже отправили в Москву.
«Все они офицеры среднего звена, работают у нас очень давно, но некоторые ранее служили в других подразделениях таможни», — уточнил собеседник.
По его словам, нескольких таможенников ключевого управления таможенной службы и ранее приглашали «для разговора» представители центрального аппарата СКП. Следователей интересовала информация о грузах мебели, которые проходили через различные подразделения СЗТУ в конце 90-х годов.
Уголовное дело о контрабанде мебели через таможню Санкт-Петербурга было возбуждено 7 сентября 2000 года. Незадолго до этого сотрудники собственной безопасности Федеральной таможенной службы выяснили, что расположенные в Подмосковье торговые центры «Три кита» и «Гранд» реализовывали крупные партии мебели, полученные через фирму «Лига Марс» без необходимого оформления. Поставщиков обвинили в контрабанде 400 тонн мебели, владельца «Трех китов» Сергея Зуева — в использовании фирм-однодневок, недостоверно декларировавших импорт, и в неуплате $5 млн таможенных платежей. По данным следователей, экономический ущерб государству от контрабанды мебели и ее реализации в «Трех китах» и «Гранде» в 1999–2000 годах составил не менее $8 млн.
Долг должны были вернуть глава ООО «Альянс-95» Андрей Латушкин, гендиректор ООО «Электро М» Юрий Чуриков и руководитель ООО «Ламакс», владелец «Трех китов» и совладелец «Гранда» Сергей Зуев. Однако предприниматели заплатили только половину требуемой суммы. Тогда материалы дела о контрабанде были переданы из Таможенного комитета в Следственный комитет МВД России, дело было поручено следователю по особо важным делам Павлу Зайцеву. Однако уже через полгода, 7 мая 2001 года, Генпрокуратура прекратила «мебельное дело» «за отсутствием состава преступления».
Практически одновременно она обвинила следователя МВД по особо важным делам Павла Зайцева в превышении полномочий при обысках и незаконном задержании двух подозреваемых по делу о контрабанде.
«В 2003 году я получила дело следователя Зайцева, которому Генпрокуратура предъявила обвинение в превышении полномочий, — рассказывала судья Мосгорсуда в отставке Ольга Кудешкина. — Мосгорсуд по нему уже вынес оправдательный приговор, но Верховный суд указал на якобы допущенные при этом нарушения и просил рассмотреть дело, устранив нарушения. Затем дело внезапно было передано другому судье, очевидно, более управляемому со стороны обвинения». «Генпрокуратура загубила дело о «Трех китах» и необоснованно привлекла к ответственности следователя Зайцева», — говорила Кудешкина, которая отказалась сотрудничать в этом деле с гособвинением и за это была уволена из Мосгорсуда. (В феврале 2008 года она выиграла иск против России в Страсбургском суде и намерена добиваться восстановления на работе.)
Кроме Зайцева прокуроры занялись сотрудниками государственного таможенного комитета Александром Волковым и Маратом Файзулиным: таможенников обвиняли в превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий. По мнению прокуратуры, Волков и Файзулин неправомерно наложили санкции на владельца «Трех китов» Сергея Зуева, так как последний якобы не имел отношения к фирмам, контрабандно ввозившим мебель. А 20 декабря 2001 года уголовное дело было возбуждено уже в отношении Павла Зайцева. По версии Генпрокуратуры, проведенные им обыски и задержания в фирме «СЭФ-Транс» были незаконными.
Отношения между Генпрокуратурой и ГТК накалились настолько, что в мебельно-таможенное дело пришлось вмешаться Госдуме и президенту Владимиру Путину.
Депутаты нижней палаты парламента подали запрос о возобновлении следствия по делу о контрабанде мебели в «Трех китах» и «Гранде», жалуясь на необоснованное закрытие уголовного дела Генпрокуратурой. И в конце января 2002 года Владимир Путин поручил расследовать дело «Трех китов» независимому следователю Леноблпрокуратуры Владимиру Лоскутову.
5 сентября 2002 года Мосгорсуд вынес оправдательный приговор Павлу Зайцеву, затем это решение отменил Верховный суд. 4 июня 2003 года Дорогомиловский суд Москвы оправдал Марата Файзуллина и Александра Волкова. 3 ноября 2003 года Павел Зайцев приговорен к двум годам условно.
14 июня 2006 года Генпрокуратурой арестованы Сергей Зуев, его партнер, гендиректор фирмы «Альянс-96» Андрей Латушкин, бывший советник гендиректора ГУП «Ростэк» Андрей Саенко, главбух московского представительства латвийской транспортной компании «ФМ-групп» Ирина Подсотская и ее муж Павел Подсотский. В октябре 2006 года обвинения в контрабанде также предъявлены бывшему начальнику отдела развития региональной сети банка «Центрокредит» Анатолию Мельничуку, руководителю автотранспортной компании Александру Белякову и заочно главе «ФМ-групп» Павлу Полякову. В декабре 2006 года Генпрокуратура передала первым обвиняемым материалы для ознакомления.
Осенью 2007 года был арестован глава департамента оперативного обеспечения Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков генерал-лейтенант Александр Бульбов.
Сотрудники ведомства связали это с делом «Трех китов».
Служба занялась им в 2006 году, когда стало очевидно, что для расследования необходим человек со стороны, так как многочисленные связи подозреваемых с коррумпированными должностными лицами вновь затормозят следствие. Оперативное сопровождение этого дела указом президента было поручено ФСКН, как службе, которая никак не была связана с фигурантами дела. Похожая ситуация сложилась и с делом о китайской контрабанде. К нему также подключили ФСКН. Именно Бульбов предметно занимался делом «Трех китов» и делом о вагонах с китайской контрабандой, отправленных в адрес лубянских складов. Большинство других задержанных сотрудников ФСКН также работали по этим делам. Результатом их усилий стали массовые отставки внутри ФСБ и Генпрокуратуры. В спецслужбах говорят, что теперь Лубянка нанесла своим обидчикам «ответный удар».
Сейчас следствие по делу «Трех китов» еще не завершено. В суд передали порядка 50 выделенных эпизодов. Торговые центры продолжают успешно работать, расширяя сеть своих магазинов.