Судно под нидерландским флагом «Шоувенбанк» с грузом отвального гексафторида урана прибыло в Петербург в среду, а в четверг встало на разгрузку. Эту информацию подтвердили «Газете.Ru» в компании «Инфлот Ворлдвайд Ферри сервис», которая выступает агентом голландских судовладельцев в России. На борту корабля находится одна из крупнейших партий так называемых «урановых хвостов» — отходов обогащения урана — с завода фирмы Urenco в немецком Гронау.
«Хвосты» были перегружены на «Шоувенбанк» в Роттердаме 13 марта. За время следования в Россию корабль с токсичными материалами успел проследовать мимо многих крупных европейских городов — Копенгагена, Мальме, Хельсинки и Таллина.
Сейчас отходы перегружаются на железнодорожные платформы. По информации экологов, некоторое время груз будет «отстаиваться» в районе Автово. Потом его повезут за пределы Петербурга — по железнодорожному маршруту, который пролегает по жилым окраинам города. После Петербурга промежуточной стоянкой груза станет поселок Капитолово Ленинградской области, откуда отходы отправятся к месту своего хранения в городе Новоуральске Свердловской области.
Активист петербургской экологической организации «Экоперестройка», представители которой первыми подняли шум вокруг ввоза рекордной партии гексафторида урана, Рашид Алимов утверждает, что транспортировка отходов через жилые населенные пункты крайне опасна.
«Они чреваты инцидентами с разгерметизацией контейнеров, что может привести к отравлению большого количества людей, токсическому и радиоактивному загрязнению внушительных площадей», — разъясняет Алимов.
Год назад, когда в Петербург прибыла очередная партия отходов, она хранилась как раз в Автово, и тогда экологи уже зафиксировали превышение нормального радиационного фона вблизи контейнеров более чем в 30 раз.
Впрочем, по мнению специалистов «Росатома», на самом деле перевозка гексафторида урана не опаснее, чем транспортировка угля.
«В соответствии с международными правилами перевозка обедненного гексафторида урана (ОГФУ) относится к одному из самых безопасных грузов — 7-му классу по девятибалльной шкале. Для примера, пятый, более высокий класс опасности имеют перевозимые железнодорожным транспортом промышленные кислоты, щелочи, бензин, уголь», — пояснил «Газете.Ru» директор по работе с общественными организациями и регионами госкорпорации «Росатом» Игорь Конышев. Глава департамента пресс-службы «Росатома» Сергей Новиков добавил, что случаев разгерметизации контейнеров, о которых говорят экологи, в России не было. «Но даже если это случится, произойдет утечка плавиковой кислоты — то есть химическая авария, а не радиоактивная. Что же теперь, запретить перевозку кислот?» — недоумевает Новиков.
Экологи же настаивают: хранение радиоактивных отходов в России принципиально запрещено федеральным законом «Об охране окружающей среды». Хотя, по их словам, «Росатом» нашел выход из этой ситуации, заключив контракты с несколькими европейскими фирмами, занятыми обогащением урана, в том числе немецкой Urenco и французской Eurodif. Они действуют до 2009 и 2014 годов соответственно. Согласно договорам, отходы производства прибывают в Россию через петербургский порт и следуют в Северск (Томская область), Ангарск (Иркутская область), Зеленогорск (Красноярский край) или Новоуральск (Свердловская область). Там на предприятиях «Техснабэкспорта» «хвосты» проходят «дообогащение». В результате примерно десятая часть всех отходов приобретает природное качество, становится вновь пригодной к «употреблению» и отправляется обратно в Европу. Остальные 90% отходов остаются на территории России.
Такая схема, как пояснил «Газете.Ru» Алимов, позволяет формально именовать отходы «ценным сырьем», которое попадает в страну не для захоронения, а для переработки. Но технология дообогащения «хвостов» в Европе та же, что и в России. Смысла везти их через половину континента ради проведения этой операции нет.
Значит, по мнению экологов, схема придумана только ради того, чтобы формально оправдать ввоз отходов. Их хранение в Европе обойдется компаниям гораздо дороже.
В итоге в России уже скопилось около 700 тыс. тонн отвального гексафторида урана, говорят экологи.
Представители «Росатома», в свою очередь, настаивают, что разорвать контракты с европейскими компаниями они не могут — они были заключены в 1990-х годах. «Мы их не пролонгируем и не заключаем новых. Об этом было заявлено еще в 2007 году, и мы держим слово», — заявил Конышев. Пресс-секретарь федерального агентства Новиков добавил, что в 1990-е годы такие контракты спасли российскую атомную отрасль — компании, обладающие огромными производственными ресурсами для обогащения урана, простаивали. «Сейчас мы сами обогащаем природный уран, и поставки ОГФУ прекратятся», — сказал Новиков.
Экологов доводы атомщиков не убеждают — активисты устраивают «информационный митинг» для жителей Автово, который сейчас проходит в Петербурге. Организации «Экоперестройка», «Экозащита» и «Гринпис» обещают регулярно замерять радиационный фон вблизи контейнеров с отходами и устраивать акции протеста. Когда груз поедет по Сибири, акции должны начать екатеринбургские активисты.