Во вторник в городе Ейске Краснодарского края завершился суд по делу о пожаре в доме престарелых, который произошел в марте 2007 года. Тогда в огне погибли 62 человека, еще одна пострадавшая скончалась в больнице. На скамье подсудимых оказались директор дома-интерната станицы Камышеватская Галина Корвель и ее заместитель по хозяйственным вопросам Юрий Божко. Им было предъявлено обвинение по ч. 3 ст. 219 УК РФ (нарушение правил пожарной безопасности, если это повлекло по неосторожности смерть).
Суд признал обоих подсудимых виновными и приговорил Корвель к 3,5 года лишения свободы, а Божко — к 4 годам. Отбывать наказание бывшее руководство дома-интерната будет в колонии-поселении.
Во время судебного следствия Корвель и Божко были на свободе под подпиской о невыезде. Конвойные милиционеры надели на них наручники прямо в зале суда и отправили в СИЗО — они останутся в изоляторе, пока приговор не вступит в законную силу. После того как осужденные освободятся из колонии, они в течение трех лет не смогут занимать руководящие должности. Как отметил, зачитывая приговор, судья, директор дома престарелых могла получить больший срок, но у нее есть несовершеннолетний ребенок, что было признано смягчающим обстоятельством.
Суд по делу о пожаре в доме-интернате для престарелых станицы Камышеватская Ейского района Краснодарского края начался в августе 2008 года. Директор дома-интерната Корвель и ее зам Божко, назначенный ответственным за противопожарное состояние, «грубо нарушали обязанности по соблюдению правил пожарной безопасности и не принимали мер к устранению нарушений, выявленных Госпожнадзором», заявлял на заседаниях гособвинитель Денис Ролетний. В здании не было сигнализации и системы оповещения, отсутствовали средства защиты, из-за чего работники учреждения не могли спасать при пожаре пациентов. Кроме того, пути эвакуации были загромождены мебелью, что помешало своевременно вывести престарелых пациентов из горящего здания.
Проведенная следователями проверка показала — руководство дома-интерната не инструктировало персонал, как вести себя в случае пожара. Вместо этого завхоз Божко просто расписывался за сотрудников в специальном журнале.
Как рассказал «Газете.Ru» заместитель Ейского межрайонного прокурора Ролетний, допрошенные сотрудники интерната давали в ходе предварительного следствия и на суде разные показания. «Те, кто уже был уволен, рассказывали, что не проводилось ни инструктажа, ни учений по пожарной безопасности. А те, кто продолжал работать под руководством Корвель, говорили, что с ними проводили беседы», — рассказал представитель прокуратуры, пояснив, что действующие сотрудники интерната «просто не хотели или не могли свидетельствовать против руководства».
Сами подсудимые в судебном процессе настаивали на своей невиновности и намерены обжаловать приговор. По мнению Корвель и Божко, трагедия произошла по вине пожарных, которые прибыли на место происшествия с опозданием и потеряли время, дав огню распространиться. Адвокаты подсудимых в ходе судебного следствия отмечали, что ближайшая к сгоревшему дом престарелых пожарная часть была расположена почти в 50 км, хотя должна быть не дальше 3 км. (Собственный пункт пожарной охраны в Камышеватской появился в 2008 году — уже после трагических событий в интернате.)
Кроме того, говорят адвокаты осужденных, окончательная причина возгорания до сих пор не установлена.
Первоначально следствие рассматривало три версии случившегося: неосторожное обращение с огнем, короткое замыкание и умышленный поджог. Как заявили члены следственной группы, в конце в расследования в качестве рабочей версии рассматривалась уже лишь неосторожность при курении: кто-то из жильцов интерната бросил непотушенную сигарету. Однако доподлинно выяснить, кто именно и где курил, не удалось до сих пор.
«Но непосредственная причина пожара не снимает ответственности с руководства», — парировал замечание адвокатов гособвинитель Ролетний. Он добавил, что, по последней версии, загорелась мягкая мебель — и скорее всего от окурка. «Но число жертв могло быть меньше, если бы дежурившие в ту ночь сотрудники интерната были хотя бы ознакомлены с правилами поведения при пожаре», — отметил прокурор. По словам Ролетнего, он требовал для подсудимых наказания в виде 5 лет лишения свободы, но «в целом удовлетворен решением суда».
Напомним, пожар в доме престарелых станицы Камышеватской Ейского района Кубани произошел в ночь на 20 марта 2007 года. Сначала загорелись помещения внизу, где недавно был закончен ремонт и еще оставались строительные материалы, затем пламя перекинулось на второй этаж. Общая площадь пожара превысила 1 тыс. кв. м. В момент возгорания в двухэтажном кирпичном здании интерната находилось 93 пациента, сторож и три медсестры. Погибли 62 человека, 30 были госпитализированы с сильными ожогами, одна женщина скончалась в больнице. В тушении пожара и спасении пострадавших участвовали сами работники дома престарелых и их односельчане. Например, пенсионерка Любовь Гриценко, работавшая санитаркой, вытащила из огня четверых.